Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 5 минут
2287

Что ждёт рынок доставки? Мигрантам запретили работать курьерами

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Аргументы и факты - Петербург 20/08/2025
Меньше мигрантов – выше доля местных, больше формальных требований – выше чек.
Меньше мигрантов – выше доля местных, больше формальных требований – выше чек. www.globallookpress.com

В Петербурге вводят новые правила. Губернатор Александр Беглов подписал постановление, которое запрещает иностранным гражданам, работающим по патентам, трудиться курьерами во всех видах деятельности: от доставки еды до перевозки посылок. Бизнесу дали три месяца на адаптацию кадровой политики.

Власти объясняют меру борьбой с теневой занятостью, повышением качества и безопасности услуг и созданием рабочих мест для россиян – прежде всего для молодёжи и студентов. Документ вступает в силу 22 августа и будет действовать до конца 2025 года. Аналогичные ограничения в городе ранее ввели и для такси.

«А в чём трагедия?»

В Смольном подчёркивают: доля иностранцев среди курьеров незначительная, поэтому стабильность рынка не пострадает. Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин уточнил, что регионы вправе усиливать требования к курьерам и таксистам (включая аттестацию с проверкой русского языка и правил поведения). По его словам, запреты на курьерскую деятельность для приезжих по патентам уже действуют в 32 регионах страны. Параллельно готовятся инициативы о запрете работать курьерами людям с судимостью по ряду статей и об ужесточении ответственности за доставку продуктов без медкнижки. В общественных организациях также звучит аргумент «за безопасность».

Фото: www.globallookpress.com/ Sergey Petrov

«Курьер – это деликатная тема, ведь он лично доходит практически до каждой квартиры. А если этот курьер – наводчик для преступников? Поэтому – приняли новые правила и приняли, а в чём трагедия?» – комментирует председатель петербургской Армянской национально-культурной автономии Карен Мкртчян.

Однако сам рынок доставки уверен, что переход будет болезненным. 

«Новый запрет усугубляет и без того имеющийся дефицит кадров. В Петербурге уже сейчас не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос. После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей увеличится до 40 тыс. человек», – заявил замдиректора по взаимодействию с органами власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Максим Рожнёв. По оценке компании, это может привести к росту цен на такси на 10–15%, а на доставку – более чем вдвое. 

«Формально затраты на организацию этого процесса должны возрасти, – согласен экономист Дмитрий Прокофьев. – Однако какую форму примет этот рост? Может быть, цены останутся прежними, но придётся дольше ждать доставку».

А некоторые представители ресторанного бизнеса пророчат коллапсы в пиковые часы для востребованных заведений общепита, когда просто некому будет осуществить 
доставку.

«В течение 3–5 месяцев может наблюдаться сбой в доставках. В этот период стоимость может вырасти до 50%, а затем стабилизироваться на уровне плюс 25%», – считает кандидат экономических наук Инна Литвиненко.

Многие эксперты сходятся во мнении, что заменить иностранцев в доставке будет сложно, и даже переходный период в 3 месяца вряд ли сможет привести рынок в необходимый баланс. Причиной этого станет, в том числе, необходимость официального оформления курьеров, медкнижки и дефицит персонала в первые месяцы. Есть и риски роста «серого» рынка – об этом прямо предупреждают агрегаторы, опасаясь ухода части исполнителей в тень из-за жёстких ограничений. 

Интересы нацбезопасности

Сколько же иностранцев сейчас трудятся в сфере доставки? Оценки разнятся. По одним данным, всего в Петербурге более 60 тыс. курьеров, около 20% из них – мигранты. В официальной статистике комитета по труду и занятости фигурируют более низкие значения: на конец 2024-го в городе насчитывалось порядка 14,8 тыс. курьеров, из них всего 3635 – мигранты по патентам. Разница объясняется методикой учёта: агрегаторы и отраслевые союзы считают всех самозанятых исполнителей «на потоке», а официальная статистика – трудовых договорников и часть самозанятых.

Председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков видит главный риск в перетоке кадров и вынужденном росте зарплат: «После запрета начнёт ощущаться дефицит кадров. Единственная возможность этот дефицит восполнить – рост зарплат. Это, вполне возможно, будет означать переток кадров из более нужных отраслей в службы курьерской доставки». При этом он признаёт, что «интересы национальной безопасности сейчас требуют ограничения присутствия иностранцев в нашей экономике».

«Сфера доставки активно развивается, создавая существенный объём неконтролируемой занятости», – отмечают в Смольном. В городе уже действуют ограничения на передвижение курьеров по тротуарам и пешеходным зонам, а также требование унифицированной формы с идентификацией. Новая мера укладывается в эту логику. 
Петербург фактически стал полигоном, где на практике проверяют новую конфигурацию рынка доставки: меньше мигрантов – выше доля местных, больше формальных требований – выше чек. Насколько быстро уравнение сойдётся, зависит от того, сумеют ли агрегаторы, магазины и рестораны за «переходные» месяцы перестроить модели, а власть – выстроить понятные правила игры без ущерба для экономики.

Кстати

Минтруд вынес на обсуждение проект на 2026 год о снижении допустимой доли иностранных работников сразу в ряде отраслей: в общепите – не менее 50% штата для граждан РФ, в строительстве – потолок 50% иностранной силы, в рознице алкоголя и табака – ноль. Это часть общей тенденции к ужесточению требований для работы иностранцев в сфере услуг.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах