Примерное время чтения: 6 минут
5606

Поезд для богемы. Как «Красная стрела» конкурировала с самолетами

Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров.
Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров. / Иван Куртов / Из личного архива

SPB.AIF.RU вспоминает, как появился состав с красными вагонами и какие интересные истории связаны с ним.

Конкурент самолету

В первый свой рейс «Красная стрела» отправилась из Москвы в Ленинград 10 июня 1931 года в 1.30. Правда, изначально состав был красным лишь по названию: вагоны тогда были деревянными и окрашенными в синий цвет. Красным же рейс назвали, потому что он был очень красивым: вагоны отличались от обычных повышенным комфортом. Следовал рейс со средней скоростью в 70 км/ч, здесь впервые появились вагоны повышенной комфортности «СВ» (спальные вагоны) и вагон-буфет. Чуть позже время отправления «Красной стрелы» изменилось: из Москвы и Ленинграда они стали отправляться по «зеркальному графику»: ровно в 23.55. И это время так и осталось неизменным, оно сохранилось и до сегодняшнего дня.

Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан.
Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан. Фото: Из личного архива/ Иван Куртов

Кстати, начиная с 1965 года при отправлении и прибытии фирменного поезда на Московский вокзал, по вокзальному радио начали транслировать «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.  Традиция включать музыку на Ленинградском вокзале в Москве появилась гораздо позже, в 90-е годы. Тогда по радио стали крутить песню Олега Газманова «Москва».

После войны «Красную стрелу» первую в стране перевели с паровозной тяги на тепловозную, а затем и на электрическую. Все годы фирменный поезд пользовался повышенной популярностью у людей искусства, чиновников, творческой интеллигенции. И сегодня уютные вагоны не потеряли свой «звездный статус» не смотря на то, что появился более быстрый «Сапсан». Многим пассажирам очень нравится, что в «Красную стрелу» можно сесть вечером, выспаться и утром посвежевшим выйти на перрон. Правда, случались и казусы. Известный ленинградский актер Ефим Копелян очень точно назвал выход на перрон «утром стрелецкой казни». Дело в том, что питерские и московские актеры обожали «расслабляться» в купе и наутро выглядели крайне помято.

С первого дня курсирования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва – Ленинград. И многолетняя история «Красной стрелы» доказала, что железнодорожники сумели успешно справиться с этим вызовом. Большинству пассажиров очень нравится, что вокзалы двух столиц расположены прямо в центре городов и не надо тратить драгоценное время на путь до аэропортов.

Лучший сервис

Во время Великой Отечественной войны рейсы поезда были прерваны. Последний состав прибыл в Ленинград 22 июня 1941 года. Вагоны спрятали под Москвой, второй состав стоял в депо на Обводном канале. На маршрут поезд вернулся в марте 1944 года.

Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой.
Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой. Фото: Из личного архива/ Иван Куртов

С 1952 года деревянные вагоны поменяли на цельнометаллические. А с 1976 года в составе начали использовать вагоны, изготовленные в ГДР. Кстати, в 1980 году олимпийский огонь из Москвы в Ленинград был доставлен именно на «Красной стреле».

Партийные руководители Ленинграда ездили в столицу исключительно на «Красной стреле». У 1 секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова даже был свой личный вагон.

Интерьеры и комфорт «Красной стрелы» поражали многих пассажиров. Всегда внутреннее убранство поезда не только не уступало, но и превосходило зарубежные аналоги. Пассажирам предоставлялись шахматы, шашки и другие настольные игры. В буфете можно было заказать ужин, который доставлялся в купе. И сегодня сервис там на высоте. Если пассажиру хочется чаю, достаточно просто вывесить на ручку дверцы своего купе табличку «Принесите, пожалуйста, чай», и напиток будет доставлен в шикарных подстаканниках с символикой РЖД. Окна купе второго класса занавешены бордово-золотыми портьерами, украшенными гербом и бахромой, а коридоры устланы красными дорожками с золотой отделкой.

Сегодня в состав поезда № 1 входят семнадцать вагонов: шесть купейных, девять СВ, люкс и вагон-ресторан. В купейных вагонах пассажирам предоставляется свежая пресса, завтрак и санитарный набор (три предмета). В СВ - свежая пресса, завтрак, санитарный набор (пять предметов), видеотрансляции. В вагоне люкс четыре купе, каждый для двух пассажиров, душ, индивидуальные видеотрансляции, а также бесплатный Wi-Fi и заказ такси. Вагоны оборудованы системой климат-контроля, информационным табло, биотуалетами.

Форму для поездных бригад шьют в Москве, а ее дизайн утверждает лично руководство РЖД. Кстати, на «Красную стрелу» попадают только лучшие проводники. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах