На своё место рядом с Дворцовой пристанью у Адмиралтейства после реставрации вернулись знаменитые скульптуры львов. Это восстановление одного из самых известных символов Петербурга стало четвёртым за последние 25 лет. Причиной регулярного лечения отчеканенных из тонкого медного листа хрупких изваяний стали выходки вандалов, сообщают spbvedomosti.ru.
Напомним, созданы стауи были в 1832 году мастером-чеканщиком Прангом по моделям флорентийских львов – один эпохи Возрождения (сердитый, с оскалом), другой античный (миролюбивый). Западный, античный, держит шар правой передней лапой, Восточный – левой.
Как рассказала старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, львы представляют собой редкий образец чеканки по меди, толщина которой не превышает 3 мм. Внутри скульптур нет опорного каркаса, а каждая состоит, соответственно, из 29 и 28 спаянных между собой медных пластин. При изготовлении скульптур все пластины были отдельно выколочены и соединены друг с другом с помощью оловянно-свинцового припоя.
В годы блокады Ленинграда скульптуры почти не пострадали, хотя укрыть их, как, например, «Медного всадника», не успели. Рядом с пристанью находилась зенитная батарея, прикрывавшая Дворцовый и Биржевой мосты, и это помогло львам сохраниться. После Победы многие памятники Ленинграда требовали экстренной помощи, и первую реставрацию львов провели в начале 1950‑х годов. Следующие работы проходили в 2001-м, затем в 2006-2007 годы, а затем скульптурам понадобилась комплексная реставрация, начавшаяся в 2022‑м. Львы вернулись на свое место накануне новогодних праздников, но уже в сентябре 2023‑го по окончании сезона белых ночей на них снова были обнаружены сильные повреждения.
Как выяснилось, залезть на спину львам, оставить надпись (порой непристойного содержания) на постаменте или на чугунном основании стало в плохом смысле аттракционом.
Как рассказала изданию заместитель генерального директора реставрационный мастерской Христина Шумилова, один из львов получил удар тяжёлым предметом, вероятно, запущенной вандалом бутылкой. Разрыв пайки был зафиксирован на правой задней лапе льва – след оставил кто‑то их тех, кто залезал на скульптуру. На самих хищниках, плинтах и чугунных основаниях обнаружились и надписи, и следы принесённого на обуви песка. Всё это привело к повреждениям красочного слоя и грунта, а они недопустимы для листовой меди и чугуна при капризной петербургской погоде.
Реставраторам пришлось снимать со скульптур все лакокрасочное покрытие, устранять деформации металла, заново наносить грунт, а также несколько слоев лакокрасочного покрытия цвета патинированной бронзы.
«Работы проводились путём рихтовки меди с минимальным изменением авторской выколотки. Мы не внедряемся внутрь скульптуры, не разбираем ее, поэтому устранение деформаций не может быть полным. Если разбирать львов и устранять вмятины полностью, то последующая пайка неизбежно исказит авторский замысел», – объяснила Христина Шумилова, добавив, что процесс реставрации скульптуры из листовой меди, которой почти двести лет, не может быть бесконечным. И уже сейчас заметно, что облик скульптур изменился.
«Львы становятся все более хрупкими, а вандалы – более жестокими», – заключила реставратор.