Пять лет назад электросамокаты обрели невероятную популярность, и с каждым годом их становится всё больше. Но мнения разделились – кроме поклонников данного транспортного средства есть и те, кто выступает категорически против электросамокатов на городских улицах. Понять можно обе стороны – одни ратуют за удобство и прогресс, другие резонно указывают на растущее количество ДТП.
Возможно ли сделать электросамокаты безопаснее, и что для этого требуется?
Ограничить скорость
Транспортный эксперт, координатор инициативной группы по созданию ассоциации «Пошли-поехали» Константин Мазеин отмечает: электросамокаты (так же, как и велосипеды) стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры.
«Электросамокаты сейчас крайне востребованы, люди активно пользуются ими, особенно в удалённых от метро районах: Кудрово, Комендантский проспект, Рыбацкое. Как раз электросамокаты помогают добраться до точки назначения, не перегружая улично-дорожную сеть, то есть люди, вместо того чтобы сесть на личный автомобиль и увеличить пробку, выбирают средство индивидуальной мобильности. Другой вопрос, что действительно ряд самокатов развивают огромную скорость. И это касается частных транспортных средств».
Эксперт объясняет: электросамокаты, которыми пользуется кикшеринг, ограничивают скорость до 20 километров в час – такое решение бизнес принял по инициативе комитета по транспорту несколько лет назад. Но частные электросамокаты такому требованию не подчиняются – многие модели могут развивать скорость свыше 55 км/ч, а даже если самокат продаётся с ограничением в 25 км/ч, умельцы доводят его до нужной скорости.
«Поэтому, с точки зрения администрирования, кикшеринги открывают бóльшие возможности для контроля поездок, – продолжает Константин. – Можно установить также и зоны ограничения для самокатов (например, сейчас введён запрет на пользование СИМ на Невском проспекте. – Ред.), в случае ЧП провести расследование. Отказ от электросамокатов может вообще ничего не принести – например, в Китае население после подобного запрета пересело на электрические коляски, инвалидные кресла».
Система штрафов
Пресс-секретарь кикшеринга Whoosh Денис Балакирев отмечает: проблема не в самих электросамокатах, а отдельных случаях несоблюдения правил при управлении ими.
«Электросамокаты не только делают горожан более мобильными, но и положительно влияют на экологию, на загруженность автомобильных дорог. Проблема в том, как люди с этим управляются. Например, у нас нет анонимных поездок, мы видим трек каждого самоката, и в случае ДТП можем установить все обстоятельства произошедшего, а при нарушениях – выписать штраф или заблокировать аккаунт. Кроме того, скорость передвижения программно ограничена, в отдельных зонах самокат дополнительно самостоятельно замедляется или останавливается. У частных самокатов всего этого пока нет, но технически это возможно реализовать, используя опыт кикшеринга. Наверное, лучше двигаться в этом направлении».
В пресс-службе Яндекс Go также пользуются IoT-трекерами – «умные» модули дают сигнал, если транспорт заехал в «медленную» или запрещённую для катания зону. А ещё сервис пересмотрел сетку штрафов – сейчас за самые серьёзные нарушения, как езда в пьяном виде, штраф достигает 150 тысяч. Рублём наказывают и за неправильную парковку.
«Но важно не столько штрафовать, сколько не допускать нарушений и повышать культуру вождения. Петербург стал первым городом, где мы открыли Школу вождения самокатов – в прошлом сезоне её посетили более 5 тысяч человек», – пояснили в сервисе.
В числе проблем, которые наблюдаются у частных электросамокатов, – это возгорания при зарядке и даже во время движения. Кикшеринги уверяют, что у них такая ситуация исключена.
Проблема у всех
Среди проблем электросамокатов пока не смогли победить одну – дети за рулём. Константин Мазеин отмечает, что у кикшеринга есть возможность проверки пользователя, но подросткам всё равно удаётся арендовать электросамокат и устроить гонки с друзьями. Не являются редкими случаи, когда взрослые передают свои аккаунты несовершеннолетним, не осознавая риски для жизни и здоровья детей и окружающих. Если несовершеннолетний пострадает сам или причинит вред кому-то при езде на арендованном самокате, то передавших ему аккаунт может ждать административная и даже уголовная ответственность.
«Со своей стороны мы напоминаем каршерингам, что проблема есть. Однако есть взрослые, которые детям и на машине дают покататься. Здесь, вероятно, вопрос не к компаниям, а к родителям».