Новые станции метро, чистый город без залежей снега и мусора, школы и детские садики в достатке, хорошие дороги. Все это власть обещала горожанам в 2022 году. Что удалось выполнить, а что еще только предстоит сделать в наступившем 2023-м, изучал spb.aif.ru.
Реформы и деньги
Главным финансовым обещанием, которое выполнили власти, стал бюджет Санкт-Петербурга в триллион рублей – к этой заветной цифре Смольный шел несколько лет, впервые в истории города бюджет на 2023 год заверстали, исходя из этого прогнозного показателя.
«Задача-минимум на 2023 год – удержать высоту в триллион рублей. А в 2024-м и 2025 году добиться роста доходов», – оценил перспективу губернатор Петербурга Александр Беглов, добавив, что доходы превысят план почти на 217 миллиардов рублей.
Основную часть бюджетных денег планируют направить на соцразвитие Петербурга и его транспортную инфраструктуру. Так, на здравоохранение выделят 161,7 миллиарда рублей (13,8% бюджета), образование – 237,4 миллиарда (20,3%), на социальную поддержку горожан – 122,7 миллиарда рублей (10,5).
При этом больше всего денег будет направлено на развитие транспортной системы – почти 270 миллиардов рублей, фактически четверть (23,1%) всех запланированных расходов. И это вполне объяснимо, ведь ушедший 2022 год в истории Петербурга как раз и запомнился как год социально значимых реформ: мусорной и транспортной. Обе город начал с опозданием: менять транспортную систему планировалось в 2020 году, а с твердыми коммунальными отходами в других регионах разобрались еще в 2019-м (в этом случае Петербургу как городу федерального значения сдвинуть сроки разрешили в Кремле. – Прим. ред.).
Однако обещали – сделали: обе реформы можно считать состоявшимися. Правда, без пробуксовок не обошлось. По транспорту городские власти обещали поэтапный отказ с 1 апреля от коммерческих маршрутов и оплаты за проезд наличными, выход на линии новых автобусов на газу, введение пересадочного тарифа «60 минут». Однако из-за трудностей с поставками газовых автобусов не все городские маршруты своевременно переходили на новый вид транспорта. А горожане ругались, что пересадочный тариф срабатывал не всегда.
«Да, есть определенные недоработки. Но это всегда так бывает, когда начинаешь какие-то реформы, нужно притереться», – признал Александр Беглов. При этом озвученные им показатели оказались выше заявленных в начале года: вместо 92 новых маршрутов в городе появилось 99, вместо 2900 новых автобусов – более 3000. На 2023 год губернатор пообещал усовершенствовать тарифы (горожане просят, чтобы пересадки в течение 60 минут можно было делать не только на наземном транспорте, но и в метро. – Прим. ред.), а на ближайшие годы – запустить еще 300 новых троллейбусов и 300 новых трамваев.
И хотя «подземку» транспортная реформа не затрагивала, в этом году она тоже оказалась в центре особого внимания.
А все потому, что глава города в ходе обсуждения проекта нового генплана озвучил впечатляющую цифру про «89 новых станций метро». Конечно, не в ближайшие годы, а до конца 2050-го, но и это значит, что в городе должно вводиться по 30 новых станций в десятилетие. Увы, вскорестало известно, что на самом деле речь шла обо всех объектах транспортной инфраструктуры метрополитена, а не только о станциях. А из ближайшего – в городе до конца 2024 года откроются «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская».
Завалило снегом
Проблемой как прошлого, так и нынешнего года оказалась уборка снега. С 1 января уборку внутриквартальных территорий в городе, как и анонсировали власти, передали районным жилищным агентствам. Эта схема должна помочь в приведении города в надлежащий вид. Специально под реформу управления, стартовавшую с началом 2023 года, в городе закупили свыше 1,1 тыс. единиц снегоуборочной техники и еще 400 единиц навесного оборудования – что тоже стало своеобразным рекордом. Но быстрых результатов никто не обещал, поэтому пока петербуржцы ждут и надеются, что уж в этот-то раз в городе наведут порядок.
Ни дать ни взять
Одной из главных неприятностей наступившего года стал принятый сразу в трех чтениях законопроект, оптимизирующий меры социальной поддержки. Изменения пришлось вносить в региональное законодательство вслед за федеральным, и теперь без ежемесячных пособий может остаться до 40% многодетных семей. Дело в том, что при начислении пособий отныне будет учитываться подушевой доход на каждого члена семьи: если он превышает 1,5-кратный размер прожиточного минимума, то деньги не положены. Выступившие против депутаты отметили, что без соцподдержки теперь могут остаться и те семьи, где установленная по доходам планка, например, превышена на условную тысячу рублей, которая принципиально в плане благосостояния конкретной семьи ничего не решает. Сколько точно многодетных останется «за бортом», в Смольном подсчитают в наступившем году, при этом власти уверяют, что нуждающиеся семьи без поддержки все равно не останутся.
Мнение эксперта
Политолог Михаил Карягин:
«Обещания – это принцип живой политики. Есть такая экономическая теория демократии, согласно которой все избиратели – это покупатели, а политики – продавцы, которые торгуют «товаром»: политическими обещаниями. При нормальной демократической модели граждане смотрят, что им ближе, и делают выбор: покупать или не покупать, поддерживать эту власть или не поддерживать. Но у нас граждане не особо являются «покупателями», даже когда вспоминают, что какие-то обещания не были выполнены, на электоральные процессы это не влияет. Все политики так или иначе не исполняют все свои обещания, это нормально для всех стран. Проблема в том, когда власти делают заведомо популистские заявления: например, открыть 25 станций метро в следующем году. Но в таком власти Петербурга замечены не были. Есть какие-то перегибы, но я не сказал бы, что они вопиющие и выбиваются из общей канвы политического популизма, который присущ всем чиновникам. На мой взгляд, прошел год в Петербурге без чрезвычайщины, серьезных провалов власть не допустила. Если и были какие-то проблемы, они просто растворились во внешнеполитических новостях».
Комментарий:
Директор Института нового общества Василий Колташов:
«На начало 2023 года мы имеем очень сложную экономическую ситуацию, но это не повод для власти не выполнять планы. У нас на протяжении десятилетий доминировало представление о том, что если в экономике какие-то проблемы, то ни в коем случае не надо строить дороги, социальное жилье, ввязываться в какие-то серьезные проекты и т. д. Надо сидеть и ждать, когда появится избыток средств. Такое настроение по сей день остается у многих чиновников. Но это не имеет никакого отношения к объективно стоящим перед экономикой задачам. Сейчас, наоборот, нужно вкладываться в строительство, в инфраструктуру, развивать промышленность для увеличения собственного производства. Без этого не будет никакого экономического роста. Это даст и так нужные сегодня рабочие места. Не говоря уже о том, что исполнение обещаний по социальной поддержке важно как никогда. В Петербурге бюджет значительно лучше, чем во многих регионах, а с переездом юридических адресов некоторых компаний город стал получать больше налоговых отчислений от доходов предприятий. Поэтому исполнение обещаний здесь кажется возможным и логичным».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.