В Петербурге с каждым годом растет пассажиропоток, увеличивается и потребность в водителях. Корреспондент spb.aif.ru узнал, как как их готовят в городе на Неве.
Самое сложное - габариты
Транспортную реформу успешно провели в Северной столице - город полностью отказался от маршруток, перешел на бесконтактную систему оплаты проезда, специалисты оптимизировали движение общественного транспорта и продолжают бороться со стихийной парковкой, создавая в центре специальный зоны.
Вместе с этим создание безопасной и комфортной среды на дороге во многом зависит и от самих водителей. Корреспондент spb.aif.ru побывал в городских автопарках и узнал, как организовано обучение будущих специалистов.
Подготовкой водителей в Петербурге занимается учебный комбинат СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Обучение включает две части - теоретическую и практическую. Для последней создана специальная площадка, на которой водители отрабатывают управление автобусом.
Замдиректора учебного комбината Петр Железняк рассказал, что каждый месяц формируют новую группу по 25-30 курсантов. В год специалисты «Пассажиравтотранса» готовят в среднем по 200-250 водителей.
«Все они остаются работать на наших предприятиях. Пассажиропоток постоянно растет, увеличивается и количество маршрутов, а также потребность в водителях», - добавил Петр Железняк.
Чтобы получить право управлять автобусом, необходимо пройти курс, который составляет порядка 240 часов (2-3 месяца). По словам мастера производственного обучения Якова Волкова, основная задача - обучить будущего водителя правильно ездить, не нарушая ПДД, чтобы в итоге он мог качественно и безопасно работать на маршруте.
«На первых занятиях водителям сложнее всего даются габариты, а также трогание с места и остановка автобуса. Приходят к нам на подготовку, как правило, люди с категории B. Пересаживаясь на большую 17-тонную машину, естественно, тормозить надо более плавно и заблаговременно, и трогаться надо с учетом веса транспортного средства. В процессе нарабатывается навык, водитель начинает чувствовать машину, маневрировать», - отметил Яков Волков.
Погружение в виртуальную реальность
Хоть, по опыту, курсантам, как правило, достаточно около 23 занятий, чтобы уверено чувствовать себя за рулем автобуса, в программе заложено 35 занятий. За это время будущие водители полностью оттачивают все навыки. Только после завершения программы курсанта допускают к экзамену.
Однако далеко не все сценарии можно полноценно отработать на учебном полигоне или в городских условиях на дороге. Поэтому наиболее сложные и экстренные ситуации учащиеся моделируют в виртуальной реальности. Для этого создали реалистичную симуляцию, которую запускают при помощи VR-тренажера.
«Преимущество подхода с использованием VR-тренажера заключается в том, что мы можем проинструктировать водителей и проверить их навыки, полученные при теоретическом инструктаже, на примере реального автобуса, который в симуляции воссоздан максимально реалистично и детально. Раньше курсанты могли лишь зубрить инструкции, так как далеко не все нештатные ситуации мы можем смоделировать в реальной жизни. А это тренажер позволяет отработать в том числе действия водителя в самых экстремальных сценариях», - объяснил заместитель гендиректора по перевозкам компании-перевозчика Антон Вальшин.
Пока что VR-тренажер, безусловно, является дополнением к основному курсу обучения. По сути, работа в виртуальной симуляции закрепляет на практике полученные ранее теоретические знания.
Опробовать инновационный подход к обучению петербургских водителей решил лично заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Он отметил, что через VR-подготовку прошли уже более 600 курсантов.
«Эта наш уникальный опыт - программа была разработана специально для будущих работников предприятия. Важно, что в Петербурге число ДТП по вине водителей сократилось на 30%. И это безусловно демонстрирует качество подготовки специалистов. Стандарты обучения неизменны, но с каждым годом добавляются новые элементы, так как появляется новая техника», - обратил внимание Дмитрий Ваньчков.
Зампредседателя профильного комитета добавил, что на дорогах города сегодня работают более 9,5 тыс. водителей автобусов. Все они прошли обучение (не менее 240 часов) на специализированных предприятиях, сдали экзамены и в обязательном порядке имеют категорию D.