Примерное время чтения: 6 минут
89

Новые проекты для Петербурга. Что ждёт в будущем город на Неве?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аргументы и факты - Петербург 09/01/2025
Одним из крупнейших проектов обещает стать строительство ещё двух небоскрёбов у «Лахта-центра».
Одним из крупнейших проектов обещает стать строительство ещё двух небоскрёбов у «Лахта-центра». АиФ

В конце прошлого года власти Петербурга отчитались об успешном развитии города.

Как грамотно воспользоваться достижениями? И что нас ждёт впереди? Об этом размышляет руководитель исследовательского отдела Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», к. э. н. Нина Одинг.

Фото: из личного архива героя публикации.

Сохранили стабильность

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Нина Юрьевна, предыдущий 2024-й был сложным, трудным, но для нашего города очень продуктивным. А какие черты минувшего года вы бы выделили как основные?

Нина Одинг: Самое главное – сохранение стабильности. Петербург показывает устойчивые результаты в самых разных отраслях и является одним из экономических центров страны. Так, в городе сформирован бюджет свыше триллиона рублей, и с каждым годом эта сумма увеличивается. Успешно работает промышленность. Не отмечено никаких банкротств, наоборот, появилось немало новых предприятий различного профиля. Выполняет город и все свои социальные обязательства. Люди вовремя получают пенсии, пособия, что в нынешней ситуации имеет особое значение.

– Серьёзную роль в экономике города играет и малый бизнес. О том, что для его развития созданы хорошие условия, говорит увеличение числа самозанятых. Насколько это важно?

– Это очень существенный сектор рынка труда. Сегодня в городе свыше полумиллиона самозанятых. Только за прошедший год их число выросло на 168 тысяч человек. Стимулами для перехода на такой режим является упрощённый порядок при оформлении, возможность бесплатно или на льготных условиях арендовать государственное и муниципальное имущество, получить доступ к электронным торгам. Кроме того, был введён налог на профессиональный доход, который помог легализовать эту категорию граждан. А для впервые зарегистрированных на два года продлили «налоговые каникулы». Можно оформить на развитие своего дела и кредит до 1 млн рублей по льготной ставке. В итоге за четыре последних года в Петербурге появились сто крупных и средних, а также семь тысяч малых предприятий. И в новом году их вклад увеличится.

Рук не хватает

– Если говорить о рынке труда, в городе зафиксирован самый низкий уровень безработицы. Получается, все активные люди устроены и работают?

– Сегодня в Петербурге безработица достигла минимальных значений – 0,23%. По методологии Международной организации труда, этот показатель составляет 1,5% и продолжает снижаться. По сравнению с данными в среднем по России – почти в два раза ниже. Что подтверждает – активное население города полностью задействовано. Такой результат связан с комплексом мер, в том числе развитием бизнеса и поддержкой промышленности. Общий объём налоговых льгот, например, в прошлом году составил 60 млрд рублей. Создаются новые места, ведётся подготовка квалифицированных кадров. Один из проектов так и называется – «Петербург заводской». Запущен и цифровой сервис, в который включены 300 предприятий и колледжей.

Но у этого явления есть и подводные камни – рук не хватает. Запросы предприятий показывают: сегодня им не удаётся в нужном количестве привлекать рабочую силу. Это значит, что под вопросом могут быть перспективы роста промышленного сектора, строительства, других сфер экономики.

– В городе появились и новые предприятия, которые помогут заместить импорт. Какие из них вы бы отметили?

– В промзоне «Арсенал» в 2024 году открылся завод «ОПК – Восход», который производит полимерные фитинги – детали для надёжного соединения труб. Он на 32% замещает импорт, кроме того, созданы десятки новых рабочих мест. Четыре новых предприятия появились и в особой экономической зоне «Санкт-Петербург». Они будут выпускать электротехническое и металлорежущее оборудование, элементы для ремонта авиационных двигателей. Все эти механизмы очень востребованы.

В сентябре запустили и производственный комплекс по производству эндопротезов. Его построили всего за полгода, а объём инвестиций превысил 1 млрд рублей. Там планируют выпускать до 35 тысяч протезов в год, что значительно снизит зависимость от зарубежных поставщиков.

– Из-за санкций ряд зарубежных фирм покинули российский рынок. Удалось нашим предпринимателям воспользоваться ситуацией и занять освободившиеся ниши?

– Процесс импортозамещения идёт не так быстро и продуктивно, как хотелось, но положительные примеры есть. Например, в Санкт-Петербурге успешно выпускал продукцию завод грузовых автомобилей шведской Scania и немецкого концерна MAN. Два года назад они ушли, но простой длился недолго. Уже через несколько месяцев на эту площадку пришёл Брянский автозавод. Он оперативно приспособил цеха зарубежной компании под свои мощности и стал выпускать современные грузовики повышенной проходимости. Причём прототип сделали инженеры Обуховского завода, и большинство деталей собственной, оригинальной конструкции.

Где погулять в мегаполисе?

– Одной из ключевых тем, связанных с развитием, вы назвали благоустройство. В каком направлении оно должно идти, чтобы было комфортно всем жителям?

– Здесь целый ряд проблем. У нас большой город, имеющий свою специфику. Из 5 миллионов человек, живущих в Северной столице, четверть – люди преклонного возраста, пенсионеры. Растёт и число многодетных семей, ставятся серьёзные задачи по демографии. Всё это предполагает создание удобной, разветвлённой инфраструктуры, увеличение числа парков, скверов, зелёных зон. Они есть, но в гораздо меньшем количестве, чем нужно. А если появляются, то, как правило, в сочетании с общепитом, принудительной музыкой и шумными развлечениями.

– Можно привести пример?

 – Парк в Мурино. Там половину территории занимает трасса для лыжников и роллеров, так что непонятно, что получилось в итоге – общественное пространство или спортивный объект. Кстати, травмоопасный, с чем уже сталкивались дети и взрослые. Просто погулять, уйти от шума, побыть в тишине в городе практически невозможно. Прибавьте к этому дворы, постоянно заставленные машинами.

Продолжаются и градостроительные ошибки, когда строятся здания, выпадающие из городской среды. Власть, сообщество должны сосредоточиться на этих проблемах, обеспечить оперативную связь руководства и жителей. Это наш город, мы все за него в ответе и хочется надеяться, что в 2025-м эти и другие важные задачи будут решены.

В целом по прогнозу социально-экономического развития на период до 2042 года (утверждён правительством города в сентябре 2024 г. – ред.) Санкт-Петербург будет развиваться как индустриальная столица. Упор планируется сделать на промышленности, строительстве, телекоммуникациях, средствах связи. Прирост инвестиций в эти отрасли в среднем ожидается на уровне 7–9% в год.

Кстати
В Кронштадте продолжают строительство инфраструктуры. Дорожная сеть города воинской славы будет модернизирована, что повысит качество жизни на острове, поможет росту экономики и увеличению числа туристов. Здесь будут реконструированы и построены свыше 11 километров дорог. В 2024-м открыто рабочее движение уже по 4 объектам, включая Кронштадтское шоссе и Цитадельскую дорогу, завершены ещё два. На территории кварталов 7 и 8 будет достроен отрезок Цитадельского шоссе от ул. Литке до ул. Адмирала Грейга, который объединит уже готовые участки. Движение планируется открыть до конца 2025 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах