Развитие морских и речных грузоперевозок, правовые вопросы и расширение мер поддержки стали главными темами для обсуждения на «Морском завтраке» — собственном деловом событии Комитета по промышленности, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИТ) на площадке международной выставки «НЕВА-2025». Мероприятие объединило представителей Минпромторга, Минтранса и руководителей ведущих предприятий судостроительного кластера Северной столицы.
Конструктивный диалог
В приветственном слове председатель КППИТ Александр Ситов рассказал собравшимся о перспективах развития судостроительной отрасли Петербурга, уделив особое внимание модернизации Северной верфи.
«Продукция судостроения составляет около 20% от всего промышленного производства города. Сейчас мы стоим на пороге новой эры развития отрасли. Петербург стал площадкой строительства нового типа верфи. В горизонте ближайших нескольких лет начнутся работы по модернизации Северной верфи. После реновации мы получим верфь совершенно нового типа, которая в 16 раз увеличит свою производительность», — отметил он.
По словам Ситова, высокие темпы роста индекса промышленного производства в транспортном машиностроении (а это почти 130% по итогам 7 месяцев) — во многом заслуга судостроительного комплекса. Сейчас на верфях Петербурга строятся 59 судов и кораблей, а сама отрасль стоит на пороге больших перемен. Не менее важными задачами видятся развитие логистической инфраструктуры, создание мультимодальных хабов и совершенствование кадровой политики.
«Сейчас в центре нашего внимания производственная автоматизация. Мы запускаем субсидию и будем ее увеличивать. Это связано с покупкой роботизированных систем, дополнительно ко всем тем программам, которые Минпромторг каждый год увеличивает в рамках нацпроекта», — подчеркнул Ситов.
Представители судостроительных предприятий в ходе обсуждения сошлись во мнении, что на сегодняшний день основными проблемами для бизнеса являются отсутствие серийных заказов и конкуренция со стороны иностранных производителей, которые предлагают более дешевую, но менее качественную продукцию. Дальнейший обмен мнениями было решено продолжить на тематических сессиях форума.
После оживленной дискуссии участники переместились на главную площадку «НЕВА-2025», где прошла торжественная церемония открытия. Александр Ситов от имени губернатора Петербурга Александра Беглова приветствовал всех гостей форума, отметив открытость России к кооперации с дружественными странами.
«НЕВА» объединяет на одной площадке весь технологический потенциал Петербурга и приглашает к диалогу ведущих экспортов отрасли России и дружественных стран, что позволяет всесторонне обсудить ключевые аспекты индустрии — от судостроения и судоходства до освоения океана и шельфа«, — резюмировал глава КППИТ.
Беспилотные инновации
Петербург на выставке был представлен коллективным стендом, где 10 ведущих предприятий Северной столицы продемонстрировали собственные инновационные решения, четыре предприятия — представили разработки в области безэкипажной логистики. На основе отечественных комплектующих и компонентов в городе сформировался полный цикл производства автономных судов: безэкипажных катеров, систем их управления, бортового и берегового электронного оборудования, а также программного обеспечения для контроля беспилотного флота.

Как отмечают производители, все представленные технологии не только отвечают современным требованиям рынка, но и обладают значительным потенциалом для экспорта за рубеж.
В рамках выставки «Нева 2025» более 150 петербургских предприятий представили свои разработки, в основном — это представители малого технологического бизнеса. Они продемонстрировали безэкипажные катера, а также современное оборудование, предназначенное для судоремонтных работ и строительства новых судов, что подчеркивает важность развития отечественного судостроительного комплекса.
«Основное отличие форума „Нева“ от Петербургского экономического форума заключается в том, что здесь подписание соглашений происходит непосредственно между компаниями, и сотрудничество выстраивается напрямую между корпорациями. На нашем стенде каких-либо официальных подписаний не планируется. Мы будем освещать заключение соглашений по мере их появления на всей площадке форума „Нева“. Это и есть главное отличие от экономического форума, где обычно заранее прогнозируются и готовятся тексты соглашений с участием Петербурга. В данном случае мы участвуем как своим стендом, так и представляем нашу промышленность, сопровождая ее не как третья сторона, а, скорее, помогая, обсуждая новые меры поддержки», — пояснил Ситов.