В Смольном представлен проект Генерального плана развития Петербурга до 2040–2050 годов. Как планирует город жить в ближайшие четверть века, что намерены построить в Петербурге, и стоило ли замахиваться на столь солидный отрезок времени, разбирался spb.aif.ru.
Метро, мосты и парки
В настоящий момент город живёт по Генеральному плану, который был принят в конце 2005 года. И теперь, по мнению Смольного, настал момент представить общественности новый план развития мегаполиса – до 2040 года с прогнозируемым периодом до 2050 года. Общественное обсуждение проекта продолжалось несколько месяцев, было подано 11 тысяч поправок, которые все вместе составляют более 400 страниц. Теперь окончательный вариант вынесут на обсуждение депутатов Заксобрания Петербурга.
Конечно, пересказать весь документ нереально, поэтому перечислим наиболее знаковые предложения. В частности, в городе планируется построить 120 новых объектов метро (три новые ветки – Красносельско-Калининская, Адмиралтейско-Охтинская и Кольцевая), запустить второй городской аэропорт в Левашове, продолжить строительство на намывных территориях в Сестрорецке, создать 9 парков, а также построить до 2040 года 5 новых переправ через Неву – Арсенальный, Ново-Адмиралтейский мосты, мост в составе Широтной магистрали в створе Фаянсовой улицы, Большой Смоленский мост (к нему приступают уже в этом году) и Орловский тоннель под Невой. Если эти планы удастся реализовать, то город существенно преобразится.
Не поторопились ли?
Однако не все эксперты считают долгосрочное планирование хорошей идеей. «Сегодня весь мир находится в состоянии неопределённости, – заявил «АиФ» один из них, попросив при этом не указывать его имени. – Если планировать на десятилетия, есть риск, что получится, как с федеральной трассой «Скандинавия». Её строительство продолжается, несмотря ни на что, и фактически мы вкладываем деньги в создание шестиполосного тупика».
Директор Института современного развития Дмитрий Солонников с таким подходом не согласен. По его мнению, город находится в постоянном развитии, и поэтому необходимо продекларировать те цели, к которым власти намерены двигаться, именно эту задачу Генплан выполняет. В документе ему нравится, что подходы у Смольного взвешенные: примерно равные по объёму ресурсы планируется выделять на развитие транспортной инфраструктуры, жилищное строительство и обустройство рекреационных зон.
«Что-то получится, что-то не получится. Это нормальный процесс. В конце концов, мы запланировали 120 объектов метро, но кто сказал, что технический процесс всё это время будет стоять на месте? Какой-нибудь «нуль-транспортировки» по Стругацким к 2050 году, наверное, не появится, но беспилотные такси или иные подобные механизмы вполне реальны. И, возможно, через четверть века нам такая сетка метро уже будет просто не нужна», – рассуждает Дмитрий Солонников.
В то же время ему кажется недостатком проекта, что он составлен, исходя из прогноза количества жителей Санкт-Петербурга в 6,5 млн человек – реально же по мере разрастания городов-спутников, жители которых включены в общую жизнь мегаполиса, это число будет намного больше.
Мнение эксперта
Старший преподаватель кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор:
«Генеральный план Петербургу не просто нужен, а необходим. Если человек на индивидуальном уровне должен планировать свою жизнь, то понятно, что для такого сложнейшего социально-экономического организма, как Северная столица, это тем более необходимо. Мы можем жить либо в парадигме «настоящее формирует будущее», либо «будущее формирует настоящее», и правилен именно второй подход. Другое дело, что сейчас действительно период серьёзной неопределённости, и никто не может точно сказать, что произойдёт в мире хотя бы через год. Поэтому Генплан на перспективу 2040–2050 годы неизбежно будет «маниловщиной» и немного сказочными рассуждениями о перспективах. Но даже в такой ситуации Генплан нужен хотя бы как ориентир для понимания того, куда мы идём и чего будем добиваться при благоприятных обстоятельствах».