В Санкт-Петербурге завершился Х Архитектурно-градостроительный форсайт РБК, ставший площадкой для смелых идей о будущем Северной столицы. Финал конкурса, проходившего под темой «Петербургский проект. Город нового времени с петербургской идентичностью», состоялся в Доме архитектора. Шесть междисциплинарных студенческих команд представили свои проекты, а победу одержал «Город-капилляр» — концепция сети новых каналов и «водного метро», призванная спасти город от затопления и транспортных проблем.
Вода как идентичность и решение
Проект-победитель, разработанный студентами Университета ИТМО, СПбАХ, ЕУСПб, СПбПУ и РАНХиГС под кураторством Яны Голубевой и Егора Старшова, вдохновлен аналогией города с кровеносной системой. Городские реки и каналы здесь выступают «капиллярами», распределяющими воду и обеспечивающими жизнь мегаполиса. Авторы предложили прорыть 205 км новых каналов, расширив водное зеркало Петербурга, чтобы предотвратить затопление 35% территории к 2100 году — прогноз, основанный на климатических изменениях.
Но проект не ограничился экологией. Команда задумалась и о транспортной доступности: по новым каналам запустят «водное метро» — сеть речных трамваев с интервалом движения 8 минут. Остановки, пересадочные узлы с метро, зоны ожидания с кафе и коворкингами сделают систему удобной для каждого пятого жителя, который, по расчетам авторов, пересядет на водный транспорт. Стоимость проекта оценили в 425 млрд рублей.
«Петербург изначально строился вокруг водного фронта, вокруг каналов, и это тот элемент, который может в будущем также объединить территории, — пояснила куратор команды Яна Голубева. — У старого города есть набережные — почему бы им не быть у новых, различных территорий, в том числе советской застройки и „серого пояса“?»
Она отметила, что авторы сознательно отошли от фокуса на историческом центре, выбрав воду как идентичность «вне времени и стиля».

От мостов до островов
Другие команды также предложили неординарные идеи. Кто-то выступил за разгрузку Невского проспекта, построив пять новых пешеходных мостов в центре. Другие превратили Французский ковш на Обводном канале в остров с жилой застройкой в стиле доходных домов «нового образца». Были и проекты намыва архипелага у «Лахта Центра» с кампусом и театром, а также возвращения горожанам «серого пояса» — например, через развитие территории Балтийского завода и соединение набережной Лейтенанта Шмидта с «Севкабель Портом» и «Брусницыным».
«Х Форсайт — это захватывающая смелость идей! Это сразу столько Петербургов от будущих профессионалов, что ты лишний раз задумываешься, на сколько разных идей город вдохновляет!» — поделился впечатлениями руководитель форсайта Роман Герасимов.

Он подчеркнул, что решения студентов продуманы и актуальны, а их фантазия открывает горизонты, недоступные тем, кто «скован законами и правилами».
Идентичность и качество жизни
Темой форсайта 2024–2025 стал поиск петербургской идентичности в современных реалиях. Как сохранить уникальный облик города, сложившийся веками, и при этом интегрировать новые технологии? Участники искали принципы архитектурной преемственности, переосмысливая исторический контекст и вызовы времени.
«Ключевая задача — представить тот город, в котором нам бы хотелось жить, — отметил вице-губернатор Владимир Княгинин. — Понятно, что планировочные решения принимаются из реалий сегодняшнего дня, но любые планы и прогнозы закладываются ощущением горожан».
Он добавил, что студенты бережно отнеслись к петербургскому стилю, ограничив вмешательство в исторический центр, но предложив смелые решения для новых территорий, включая намывные земли у «Лахта Центра».
Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Тарасов, вошедший в жюри, подчеркнул, что форсайт — это не только конкурс, но и платформа для диалога.
«Основной вопрос — качество жизни в широком понимании. Это эмоции, чувства радости, удовлетворённости, гармонии, спокойствия. Я бы сформулировал это как поиск новой идентичности, основываясь на традициях», — сказал он.

Пешеходный Петербург
Президент Союза архитекторов Владимир Григорьев выделил проекты, ориентированные на «достижимое будущее».
«Город должен быть пешеходным. Эта тема из всех проектов наиболее мне созвучна. Ведь Пушкин-то по городу гулял», — отметил он, поддержав идею новых пешеходных зон как шаг, который можно реализовать уже сегодня.
«Не всегда состав команды складывается так, что возникает дополнительный эффект. В данном случае это произошло. Оказалось возможным уйти от традиционного взгляда на особенность Петербурга как архитектурного объекта», — добавил заслуженный архитектор России Владимир Линов.