7 февраля на Финляндский вокзал прибыл необычный поезд – паровоз 1941 года выпуска, переживший войну. Именно такие машины после прорыва блокады доставляли продовольствие в измученный голодом и холодом город. А первым стал рейс 7 февраля 1943 года.
Вместе с продовольствием он привёз надежду на жизнь и веру в освобождение. Не случайно железнодорожную линию, по которой шли поезда, по аналогии с Дорогой жизни стали называть Дорогой Победы.
Шпалы – прямо на снег
В наше время знаковую дату не просто помнят, но и проводят реконструкцию тех далёких дней. В нынешней участвовали свыше 400 человек, в том числе ветераны, много молодёжи. От школьников до воспитанников кадетских классов, юнармейцев, ребят из военно-патриотических и подростковых клубов. А интерактивная программа, которую подготовили артисты Театра на Литейном, словно перенесла нас в ту тревожную пору. И хотя прошёл 81 год, драматизм событий, подвиг железнодорожников никого не оставляет равнодушным.
…В январе 1943-го блокадное кольцо было разорвано. Советским войскам удалось закрепить свой успех, и между Ленинградом и Большой землёй появился сухопутный коридор шириной 8–11 км. Было решено в самое короткое время построить новую железнодорожную линию между станцией Шлиссельбург и платформой Поляны. На работу вышли военные строители, железнодорожники и тысячи женщин-ленинградок.
Путь должен был пройти через торфяники, синявинские болота, по сильно пересечённой местности, что чрезвычайно осложняло задачу. Сроки тоже ставились жёсткие, поэтому шпалы и рельсы укладывали прямо на снег. Кроме того, на отдельных участках артиллерия немцев находилась всего в 3–4 километрах, и они нещадно обстреливали дорогу. Каждый день от бомбёжек, миномётного огня погибали до 20 человек, которых хоронили рядом с насыпью. До сих пор поисковые отряды находят их останки. Однако, несмотря на все трудности, задание было выполнено.
«Коридор смерти»
В это трудно поверить, но железнодорожная трасса в 33,4 км, включающая временный мост через Неву в 1300 метров и три разъезда, была проложена за рекордные 15 суток. 22 января началось строительство, а уже 6 февраля открыли сквозное движение. 7 февраля утром первый с начала блокады поезд прибыл на Финляндский вокзал.
«Долгожданный состав доставил в Ленинград крупу, муку, сахар, масло, – рассказывает председатель Совета ветеранов войны и труда Октябрьской железной дороги Павел Марков. – Затем поезда шли каждый день. Это позволило за короткое время поднять в городе нормы продовольствия, установленные для крупных промышленных центров страны. А впоследствии создать запас продуктов на три-четыре месяца. На Большую землю везли боеприпасы, оружие, людей в эвакуацию».
Но и враг не хотел отступать. Участок от Шлиссельбурга до Полян немцы продолжали постоянно бомбить и обстреливали с такой яростью, что его стали называть «коридор смерти». Только в паровозной 48-й колонне особого резерва, которая обслуживала эту ветку, из 600 человек погиб каждый третий. Железнодорожные пути и линии связи враг разрушал 1200 раз, но, несмотря ни на что, полотно восстанавливали, движение продолжалось.
«Всего с начала эксплуатации, с февраля по декабрь 1943-го, по Дороге Победы в Ленинград и обратно пропустили свыше 6 тысяч поездов, – подчеркнул начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. – Доставили 4,5 миллиона тонн различных грузов, это 75% всего объёма перевозок в блокадный город. Перевозили даже подводные лодки! По ней была переброшена и 2-я ударная армия. Именно она с Ораниенбаумского плацдарма в январе 1944-го начала операцию «Январский гром», которая завершилась полным освобождением Ленинграда от вражеской осады».
Историческая «Ласточка»
Сегодня мы помним о мужестве защитников города, их преданности и самоотверженности. Участники ретроспективы, посвящённой Дороге Победы, побывали на станции Ладожское озеро. Ранее безлюдная, в годы войны она превратилась в развитой железнодорожный узел, откуда и велось руководство перевозками в Ленинград. Здесь начиналась знаменитая Дорога жизни. Об этом напоминает грузовой паровоз Эш-4375 «Комсомолец», бесперебойно работавший всю блокаду. С его помощью было перевезено свыше двух тысяч составов с боеприпасами, топливом и продовольствием. «Всё для фронта, всё для победы» – написано на обеих сторонах труженика, застывшего на вечной стоянке.
Памятная стела установлена и в мемориальном зале музейного комплекса, выполненного в виде противотанкового надолба. На ней имена 343 железнодорожников, героически погибших на своём посту в годы войны. А в деревне Коккорево находится ещё один легендарный монумент «Разорванное кольцо», символизирующий прорыв вражеской осады. Возле каждого из этих памятников состоялись торжественные митинги, небольшие концерты. Память павших почтили минутой молчания, к Вечному огню легли живые цветы.
Кроме того, сейчас появилась ещё одна возможность прикоснуться к истории.
«В Ленинградской области запустили тематический брендированный электропоезд «Ласточка», где рассказывается о блокаде и полном освобождении Ленинграда от фашистских захватчиков, – отметил заместитель председателя правительства 47-го региона – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой. – Это не только удобный способ добираться из Петербурга в самые разные места, но и возможность узнать много новых фактов, которые заставляют задуматься».
Каждый из пяти вагонов раскрывает одну из тем жизни ленинградцев в блокаду: какими были медицина, быт, культура, искусство, промышленность. В оформлении приняли участие музеи Петербурга и Ленобласти, Центральный государственный архив и Санкт-Петербургская филармония. Новый пригородный поезд уже курсирует в направлении Мельничного Ручья, Великого Новгорода и Зеленогорска. Организаторы подчёркивают, что проект рассчитан на несколько лет, экспозиция в вагонах будет постоянной и поможет поддерживать связь поколений.
Десять вопросов об истории блокады
Уважаемые наши читатели! В выпуске «АиФ» № 6 мы опубликовали второй вопрос просветительского проекта «Десять вопросов об истории блокады», который наша газета проводит совместно с Президентской библиотекой.
Второй вопрос: «Какое знаковое событие, символизирующее возвращение к дореволюционным традициям, произошло в Ленинграде 13 января 1944 года?»
Ответ: «13 января было принято, а 15 января 1944 года опубликовано в «Ленинградской правде», решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся о восстановлении прежних наименований некоторых улиц, проспектов, набережных и площадей Ленинграда. Решение объяснялось тем, что «прежние наименования <…> тесно связаны с историей и характерными особенностями города и прочно вошли в обиход населения, в силу чего лучше обеспечивают нормальные внутригородские связи». Переименования затронули 20 городских объектов. Так, проспект 25 Октября вновь стал Невским проспектом, улица 3 июля – Садовой, площадь Урицкого – Дворцовой, площадь памяти Жертв Революции – Марсовым полем. Инициатива переименования принадлежала главному архитектору Ленинграда Николаю Баранову и была поддержана городским руководством в лице первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрея Жданова».
Мы продолжаем просветительский проект. Третий вопрос:
«В годы блокады Ленинграда выпуск этого издания, имевшего большое моральное значение, был приравнен к производству боеприпасов и выпечке хлеба. Как и до войны, издание выходило ежедневно, однако в декабре 1941 года с четырёх страниц сократилось до двух. Лишь один выпуск, подготовленный 25 января 1942 года, не был напечатан из-за отсутствия электричества. На страницах издания публиковались официальные указы и постановления, сообщения советского информбюро, заметки и очерки, посвящённые жизни и героической борьбе блокадного города».
О каком издании идёт речь?