Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 7 минут
86

Революция на реках и каналах. В Петербурге будут развивать водородный флот

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 27. Аргументы и факты - Петербург 02/07/2025 Сюжет Город Будущего
Водный транспорт в Санкт-Петербурге перестаёт быть экзотикой и становится новой нормой.
Водный транспорт в Санкт-Петербурге перестаёт быть экзотикой и становится новой нормой. проектные материалы судостроительного бюро

Санкт-Петербург, город, рождённый на берегах Невы, с самого своего основания связан с водой. Его реки, каналы и заливы – не только живописные декорации, но и потенциальные транспортные артерии, которые сегодня обретают новую жизнь.

Водный транспорт, долгое время остававшийся в тени автобусов, трамваев и метро, постепенно становится неотъемлемой частью городской мобильности. А с развитием экологичных технологий, таких, как водородный флот, Петербург оказывается на пороге настоящей революции в этой сфере. Подробнее – в материале spb.aif.ru.

Водный электротранспорт

Санкт-Петербург с его уникальной водной системой обладает всеми предпосылками для того, чтобы водный транспорт стал не просто туристической экзотикой, а полноценным элементом городской инфраструктуры. Причём ставку нужно делать на самые современные образцы техники. Представитель Мосгортранса Николай Асаул поделился опытом Москвы, где речной транспорт уже интегрирован в повседневную жизнь, и для этого активно используются электросуда:

«Мы добавили речной транспорт, внедрили регулярные маршруты на электросудах, сейчас активно их развиваем. Ходят успешно, огромный спрос, очереди. Тариф чуть больше, чем у наземного транспорта, но это никого не останавливает», – рассказал Николай Асаул.

Эти решения делают водный транспорт конкурентоспособным даже в сравнении с наземным.

«Водный транспорт чуть дороже, но под него не нужно строить дороги, нет пробок, он быстрее по времени. На ряде направлений он вполне конкурентоспособен», – добавляет Асаул.

Этот успех вдохновляет Петербург. Например, судно «Москва 2.0», модернизированная электрическая версия советских проектов «Москва» и «Москвич», уже готовится к эксплуатации в акватории города.

«В конце мая спустили судно «Москва 2.0». Оно здесь и останется. Полностью электрическая версия, модернизированная, будет ходить в акватории Питера», – рассказал генеральный директор группы компаний Андрей Бубнов.

Но водный транспорт – это не только электричество. Настоящий прорыв связан с разработкой судов на водородном топливе, которые обещают сделать реки и каналы Петербурга чище, а движение по ним – тише.

Водородный флот

Первое в России судно на водородном топливе в Петербурге спустили на воду ещё в 2023 году. Тогда это был эксперимент. Но сейчас город стоит на пороге настоящей транспортной революции. Главная особенность таких судов – электрохимический генератор (ЭХГ) на топливных элементах, который вырабатывает энергию из водорода. Иначе говоря, аккумулятор здесь питает не розетка, а установка, которая вырабатывает электроэнергию из водорода. Особенность водорода ещё и в том, что его использование может увеличить дальность хода электросудна в несколько раз.

Водород как топливо для водного транспорта – это шаг в будущее, где экологичность становится приоритетом. Андрей Бубнов подчеркнул амбициозность этого направления:

«Мы сейчас работаем над проектом судна на водородном топливе. Это будет революция для Санкт-Петербурга и его рек и каналов. Водород – это чистое топливо, которое не загрязняет окружающую среду, и мы верим, что это будущее водного транспорта».

Фото: проектные материалы судостроительного бюро

Водородные суда обладают рядом преимуществ: отсутствие выхлопов, минимальный уровень шума и вибрации, что особенно важно для исторического центра Петербурга, где сохранение окружающей среды и комфорта жителей – ключевые задачи.

Над созданием водородного флота работает специальное конструкторское бюро в Петербурге. Средний возраст разработчиков – 30 лет, и потому в компании бюро называют «молодёжным». При этом уровень конструкторов таков, что производители уже рассматривают и возможность экспортных поставок.

Проектно-конструкторское бюро включает 85 специалистов, средний возраст которых – 30 лет.
Проектно-конструкторское бюро включает 85 специалистов, средний возраст которых – 30 лет. Фото: проектные материалы судостроительного бюро

«Готовим судно под названием «Фонтанка». Считаем, что у него хорошие экспортные перспективы и поэтому второе название – «Капибара». С этим проектом мы будем выходить на конкурс в Бразилии в 2026 году и рассчитываем его выиграть», – делится планами Андрей Бубнов.

Сколько стоит революция?

Развитие водного транспорта, особенно водородного, требует значительных вложений, подчеркнул научный руководитель факультета городского и регионального развития ВШЭ, член комиссии Госсовета РФ по направлению «Инфраструктура для жизни» Михаил Блинкин.

Так, к примеру, стоимость одного судна проекта «Фонтанка» может обойтись городу в 200 млн рублей.

«За 200 млн рублей город может купить 15 автобусов большой вместимости. С точки зрения пассажирооборота автобус перевезёт больше. «Фонтанка» – это нишевая штука, с точки зрения экономики транспорта – сложная вещь», – отметил эксперт.

Перспективы снижения стоимости связаны с увеличением пассажировместимости и серийным производством. Чем больше суда, тем дешевле перевозка одного пассажира, отметил спикер.

Кстати, Петербург уже имеет опыт создания регулярного водного транспорта. Первым «подходом к снаряду» можно считать проект «Аквабуса», запущенный ещё при Валентине Матвиенко. Однако ходил он только летом, работал на дизеле и был маловместительным. И хотя «Аквабус» пользовался спросом, но оказался нишевым продуктом, из-за короткого сезона навигации и сравнительной дороговизны проекта.

Сегодня технологии позволяют преодолеть эти ограничения. Круглогодичная эксплуатация, экологичность и комфорт превращают водный транспорт в полноценный элемент городской системы.

Профильные эксперты согласны, что сегодня водный транспорт в Санкт-Петербурге перестаёт быть экзотикой и становится новой нормой. Электрические суда уже доказали свою эффективность, а водородный флот обещает революцию, сочетая экологичность с инновациями. Как отметил Бубнов, это не просто суда, а «эмоции» для пассажиров – тишина, чистота и новые возможности.

Санкт-Петербург с его водными артериями имеет уникальный шанс стать лидером в этой области. Технологические новшества и амбиции молодых инженеров создают основу для будущего, где реки и каналы города будут не только красивыми, но и функциональными. Водородный флот – это не мечта, а реальность, которая уже формируется на берегах Невы.

Официально

Помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев:

«Уровень научно-технического развития судостроительной отрасли должен неуклонно повышаться с целью создания в нашей стране новой конкурентоспособной морской техники. В первую очередь, это отечественное судовое комплектующее оборудование. При этом необходимо обеспечить экологичность морского и речного транспорта. В связи с этим актуальный вопрос – проектирование инновационных судов с энергетической установкой на водородном топливе».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах