Основная причина некомфортного фона - близкое расположение жилой застройки к транспортным и железнодорожным магистралям, рост интенсивности и скорости движения на дорогах. Считается, что самое негативное влияние на психику человека оказывает авиационный шум, на втором месте строительный, на третьем - автомобильный.
«Средний уровень шума в Петербурге немного выше нормы и составляет 60 децибелов, - говорит заведущий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ «Военмех» Николай Иванов. - Этот относительно невысокий показатель можно связать с тем, что в пределах Петербурга есть довольно тихие районы: Курортный, Пушкинский, Выборгский, Кронштадтский и Колпинский. Но существуют и участки, где уровень звука превышает норму на 10-15 децибелов. Это зоны рядом с загруженными проспектами - Московским, Стачек, Лиговским, Невским, КАД, ЗСД, железной дорогой, микрорайоны возле промзон и часть юго-запада, которая примыкает к аэропорту».
Самые шумные места Петербурга
- Невский, Московский и Каменноостровский проспекты
Наиболее загруженные магистрали Петербурга. Движение там не стихает и ночью. Бороться с децибелами невозможно: шумозащитные щиты не поставишь, а звукоизолирующее остекление все равно не доведет показатели до нормы. В итоге в домах, выходящих окнами на проспекты, чувствуется постоянная вибрация, проветрить квартиру невозможно. Люди спасаются установкой кондиционеров с мощными фильтрами, очищающими воздух.
- Улица Рубинштейна
Считается главной ресторанной и барной улицей Северной столицы. Там работают десятки заведений, многие из них открыты до глубокой ночи.
Из-за этого местное население испытывает постоянный дискомфорт. Им не дают спокойно спать громкая музыка, галдящая, нередко подвыпившая публика, вышедшая на улицу покурить, постоянно проезжающие и паркующиеся автомобили. До прошлого года протесты жильцов оставались без внимания, но после их обращения к президенту Владимиру Путину, бизнес стал объектом пристального внимания контролирующих органов. С ноября 2018-го заведения на Рубинштейна регулярно проверяют Роспотребнадзор, МЧС, Федеральная налоговая служба и управление МВД по миграции. Но шум там пока не утихает: рестораны - это деньги в бюджет, и закрыть их вряд ли возможно.
- Ж/д станция «Сортировочная»
По оценкам экспертов, одно из самых неспокойных мест города. Там пролегает железнодорожная ветка Петербург-Москва, поезда и электрички в районе станции начинают разгоняться, издавая неприятный гул. Кроме того, это очень загруженная ветка - составы проходят здесь каждые 5-7 минут - волны негативного воздействия практически никогда не стихают.
- Поселок Ленсоветовский
После реконструкции аэропорта «Пулково» самолеты начали заходить на посадку прямо над домами этого населенного пункта.
Он активно застраивается, ежегодно сдаются в эксплуатацию новостройки, численность населения постоянно увеличивается. Именно над Ленсоветовским самолеты выпускают шасси, и резкое усиление шума и вибрации происходит именно из-за этого. Также покоя не дает проходящее рядом Московское шоссе. Трасса заполнена автомобилями в любое время суток. Несколько лет назад один из многоквартирных домов построили всего в 50 метрах от нее. Благодаря зданию в Ленсоветовском стало потише, внутрь поселка доходит меньшее количество выхлопных газов. Но все «прелести» трассы теперь получают живущие в доме № 246 по Московскому шоссе люди.
Те же проблемы испытывают жители Ульянки, Горелова, Лигова, Сосновой Поляны.
- Канонерский остров
Прямо над пятиэтажками построена эстакада Западного скоростного диаметра. Автомобили проносятся на высоте более 100 метров, следствие - грохот магистрали, сверху летят реагенты, грязь и выхлопные газы.
Несколько лет жители Канонерского острова добивались от дирекции ЗСД установки на эстакаде шумозащитных экранов. Суды признали проблему и потребовали уменьшения уровня децибелов. Любопытно, что при строительстве скоростной дороги была расселена лишь одна пятиэтажка, которой «посчастливилось» стоять четко под мостом. Остальным канонерцам предложили жить в новых условиях: чиновники посчитали, что уровень загрязнения и шума будет в норме. В итоге в час пик его уровень достигает 70-75 децибелов.
- Славянка
Совсем скоро здесь откроется скоростная платная трасса М-11. Еще на стадии проектирования местные жители, узнав о грядущем строительстве, протестовали против шоссе под своими окнами - загруженная восьмиполоска проложена всего в 50-100 метрах от девятиэтажных домов. Во время работ казалось, что строители нашли решение, как избавить людей от лишнего грохота. Они возвели высокую земляную насыпь между магистралью и домами. Однако позже земляной вал был ликвидирован. Теперь жильцам приходится уповать на шумозащитные экраны, которые обещали установить в ближайшее время. Но даже они вряд ли полностью защитят многотысячное население микрорайона от проносящихся автомобилей.
А как у них? Солидные штрафы гарантируют тишину
- Германия
Без специального отзыва, составленного экспертами по шуму, здесь нельзя ни открыть ресторан, ни провести массовое мероприятие, ни построить аэропорт. Показатели прописаны в федеральном Техническом руководстве по шуму. Его уровень замеряется на расстоянии полуметра от открытого окна, а нормы зависят от местности и времени суток. К примеру, в промышленной зоне допустимы 70 децибел днем и 50 ночью, в жилом районе - соответственно 50 и 35. Меньше всего можно шуметь около больниц - днем там должно быть не более 40 децибел, ночью - 35.
- Англия
Столичные аэропорты Британии по числу рейсов и количеству перевозимых пассажиров - европейские лидеры. Чтобы добиться для граждан спокойствия, здесь составляют «карты шума», на которые нанесены уровни шумового загрязнения в главных городах страны, в аэропортах, на железных дорогах и основных автомагистралях. В стране принято Заявление по шумовой политике Англии. Этот документ обязывает правительство ставить борьбу с шумами в качестве одной из приоритетных задач.
Сумма штрафа для частного лица может достичь пяти тысяч фунтов стерлингов (около 8,5 тысячи долларов), для проигнорировавшей правила фирмы или компании - 20 тысяч фунтов. Если же их деятельность или поведение принимают особо злостный характер, на нарушителей подают в суд.
- Израиль
В стране действует закон о борьбе с шумом, разработанный министерством экологии и Израильским общественным советом по профилактике шума и загрязнения воздуха. Теперь там нельзя, например, использовать пневматические машины для уборки опавших листьев и другого мусора при уборке улиц и дворов. Наполненные мусорные контейнеры спецмашины начинают забирать не ранее 6 часов утра. Ремонтные и строительные работы разрешено проводить только с семи утра до десяти вечера. Особо «децибельную» деятельность можно осуществлять только до 19 часов. Нарушители спокойствия получают штрафы в сумме 500 шекелей (около 140 долларов). Причем штрафы могут взиматься неоднократно.
- США
Специальный закон о контроле над шумом был принят в США в 1972 году. Именно с этого времени федеральные власти установили допустимые нормы не только для машин и самолетов, но даже вентиляторов и кондиционеров, а также прочей техники. Соответствующие стандарты впоследствии установили во многих американских штатах и муниципалитетах.
В большинстве американских городов запрещено - как правило, между десятью вечера и шестью утра - проводить работы, которые «могут проникнуть в границы частной собственности». Одним из самых нетерпимых к незаконному шуму в США считается город Портленд в штате Орегон, где сумма наказания для нарушителей тишины составляет пять тысяч долларов. Причем выписать ее могут несколько раз за день. Штрафовать таких нарушителей - обязанность местной полиции.
В Нью-Йорке за ночной собачий лай длительностью 5 минут и более хозяин должен заплатить 70 долларов. А штрафы ресторанам и ночным клубам, уровень шума которых превышает 42 децибела, потянут уже на тысячи долларов.