На выставке «Мой Петербург» официально представили проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург–Москва (ВСМ-1). После окончания работ время в пути между двумя столицами составит чуть более 2 часов. Поезда будут ходить каждые 15 минут.
В ожидании ВСМ
Среди тех, кто с нетерпением ждёт запуска магистрали – представители туристического бизнеса Северной столицы. Эксперты уже подсчитали, что турпоток из Москвы в Петербург может вырасти на 15%.
«Наша фирма продаёт прогулки на корабликах по рекам и каналам Северной столицы. Среди клиентов немало москвичей, есть и корпоративные заказы – и я полагаю, что если ВСМ заработает, то число наших гостей вырастет. Вполне представляю туристов, которые утром выезжают из Москвы, день проводят в Питере, а вечером возвращаются обратно. У нас сейчас так масса народа на день из Петербурга в Выборг катается», – рассуждает агент по продажам Елена Синицына.
Какими будут вагоны?
Предполагается, что подвижной состав новых поездов будет учитывать все запросы пассажиров – предусмотрят 4 класса вагонов. Так, в первом классе рассадка будет по схеме 2+1, в вагоне будет всего 15 пассажирских мест, а также переговорная на четверых. В вагонах комфорт-класса – до 72 человек, а также игровая комната для детей. А самые массовые вагоны – до 83 человек, с рассадкой 2+3. Всего в такой поезд будет помещаться более 800 пассажиров.
По проекту состав сможет разгоняться до 400 км/ч, а скорость в эксплуатации будет достигать 360 км/ч. Поезда для ВСМ должны быть собраны до конца марта 2028 года.
На конец 2028 года (то есть через 4 года) намечен и запуск всей магистрали. Первоначально – в тестовом режиме, но в перспективе поезда будут ходить каждые 15 минут. Как объяснил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, тактовый график движения будет установлен после достижения объёмов расписания, запланированных в проекте. Согласно прогнозам, уже к 2030-му ежегодный пассажиропоток на данной ВСМ достигнет 23 млн человек. И поскольку магистраль будет проходить сразу через несколько регионов, то немалая часть пассажиров будет как раз жителями Великого Новгорода, Твери и Ленобласти.
Пока непонятно, сколько будет стоит билет на поезд, но эксперты подсчитали, что при нынешнем уровне цен он может ненамного превышать стоимость проезда на «Сапсане» – иначе и затевать проект не имело бы смысла.
Земельный вопрос
Одна из главных проблем, которые предстоит решить властям при реализации проекта магистрали, – земельная. Дело в том, что и в Москве, и в Петербурге часть ВСМ будет проходить по районам плотной городской застройки. А это значит, что надо будет расселять жильцов, предоставлять компенсации. На эти цели часть средств готово выделить федеральное правительство. При этом властям Петербурга придётся учесть ещё и то, что некоторые здания, которые подпадают под расселение, имеют культурно-историческую ценность.
Жители Фарфоровского поста во Фрунзенском районе и вовсе возражают против расселения и даже пишут письма президенту России. В начале лета экспертиза подтвердила статус зданий, построенных ещё в начале ХХ века, выход из ситуации экспертов может быть нетривиальным – как сказано в документе, возможно «передвижение отдельных исторических зданий с целью освобождения места для прокладки новых железнодорожных путей. При этом будет сохранена главная композиционная особенность места – восприятие исторической застройки пассажирами железнодорожных составов и взаимная видимость зданий в границах территории». Такой опыт в городе уже есть, но это довольно сложная в исполнении и дорогая по затратам техническая процедура.
При этом глава «ВСМ Две Столицы» Олег Тони заверяет, что сложившейся исторической застройке будет уделено максимальное внимание.
«ВСМ – это вызов, но также и возможности. Скоростная дорога – это новые рабочие места, новое качество жизни в регионах, где пройдёт дорога. Это комфорт и безопасность пассажиров, развитие новых, в том числе интеллектуальных промышленных и транспортных технологий. Это развитие экономики страны», – перечисляет Олег Тони.
Мнение эксперта: губернатор Петербурга Александр Беглов:
«Это будет первая скоростная и полностью пассажирская дорога в России. По сути, мы создаём одну масштабную агломерацию, которая объединит две столицы, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Петербург становится участником самых новаторских и прогрессивных технических и транспортных замыслов. Наши профильные вузы и колледжи готовят квалифицированных специалистов – это будущие кадры проекта. Уверен, что научный, технологический и образовательный ресурс Северной столицы будет востребован в работе по преображению отечественных железных дорог».