Вопрос посленовогоднего повышения стоимости проезда в общественном транспорте Петербурга активно обсуждается в администрации города.
В прошлом году от индексации отказались, а расходы перевозчиков компенсировал бюджет. Однако дальше так продолжаться не может – растут и цены, и требования к безопасности перевозок, которая в конечном счёте тоже зависит от финансирования. Поэтому хотя в Смольном ещё обсуждают разные варианты, опрошенные нами собеседники уверены – повышение цен практически неизбежно.
Водители разбегаются?
Напомним, что в Петербурге, как и в других российских городах, повышение цен традиционно связано с наступлением нового года. И это не желание испортить горожанам праздник, а логика финансового года. Дело в том, что общественный транспорт в России планово-убыточный, он дотируется из казны и потому зависит от начала и конца бюджетного года. «Город дотирует тарифы и за каждую поездку доплачивает за пассажиров 65% стоимости», – пояснил ситуацию губернатор Петербурга Александр Беглов в ходе «прямой линии», состоявшейся в минувшую пятницу.
В прошлом году администрация Петербурга сделала горожанам подарок, отказавшись от индексации цен на проезд – тогда это объяснили желанием снизить социальную напряжённость в обществе, но сохранять такую тенденцию и далее будет трудно. Ведь чтобы перевозчики смогли по-прежнему выполнять свои обязанности, из городской казны на их поддержку за год было дополнительно потрачено около 2 миллиардов рублей. В 2025 году сумма ещё вырастет – сказываются и инфляция, и рост цен на ГСМ и запчасти, и необходимость увеличивать зарплату водителям и механикам.
«Нас постоянно критикуют за то, что мы привлекаем на работу мигрантов. А что делать, если у водителя на руки выходит в среднем 80 тысяч, и петербуржцы за такие деньги на работе не задерживаются, а из других регионов людей не привезёшь: оплата проживания «съест» всю разницу в зарплатах. Да у нас уже и мигранты, откровенно говоря, разбегаются. В курьерах зарплаты выше. Некомплект где-то по году до 30%», – рассказывает замруководителя одного из петербургских перевозчиков.
Чтобы остановить эти тенденции, в ноябре было принято решение о повышении зарплат сотрудникам предприятий общественного транспорта на 20%. И деньги надо где-то брать.
На сколько повысят?
На данный момент обсуждаются различные варианты. Предполагаемая индексация колеблется в интервале от 8,5 до 15%. Возможно также некое двухэтапное подорожание – частично с января, частично – с лета. Связано это с тем, что первые полгода наземный автотранспорт будет дотироваться по одним правилам, а потом – уже по изменённым. Если подорожание состоится по намеченным вводным, то, к примеру, разовый проезд в метро составит 76 или 80 рублей по «гостевому» тарифу. Со льготами и скидками, понятно, ниже, но на сколько – пока неизвестно.
Кстати, как считают эксперты, в Петербурге проблема в дорогом едином проездном билете. Его цена на месяц составляет 3665 рублей (в Москве, например, цена единого 2870 рублей). Соответственно, он не слишком востребован у горожан. Была бы цена проездного доступнее, то повышение разового проезда не воспринималось столь критично.
«Убеждён, что очередная индексация произойдёт. Все основания для этого есть, и общественный транспорт неизбежно будет дотационным. Метрополитену невозможно создать конкуренцию, это очевидно. Наземному транспорту вроде бы можно, но мы переживали это в 1990-х, в виде засилья маршруток на остановках. При этом их деятельность была зачастую неорганизованной и малоконтролируемой, и не сказать, чтобы цены у них были ниже городского транспорта. Конечно, нужно эффективность деятельности самих компаний-перевозчиков повышать. Чтобы расходы росли меньшими темпами. В идеале можно добиться и некоторого сокращения. Но на практике сейчас это сложно делать, когда наблюдается ограниченное предложение техники, а импортная и комплектующие к ней растут из-за девальвации рубля и различных внешних ограничений», – считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев.
Мнение эксперта
Урбанист, менеджер проектов развития городской среды Даниил Воронин:
«Повышение цен на проезд – логично с учётом роста цен и зарплат, которые предлагаются по контракту. Транспортным предприятиям нужно как-то конкурировать, чтобы сохранить штат водителей. Но, на мой взгляд, качество получаемых услуг сейчас точно не соответствует цене проезда. И повышение стоимости должно идти параллельно с улучшением сервиса.
Действительно, для более качественного общественного транспорта требуется большая стоимость проезда, но на текущей стадии повышения качества можно добиваться достаточно экономичными мерами. К примеру, распространение на весь город тех же выделенных полос в разметке не требует огромных вложений. Но повышает скорость и комфорт передвижения, а сейчас именно это требуется городу и горожанам».