В Санкт-Петербурге определились с проектом здания, которое сформирует входную зону терминала высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург. Лучший проект выбирали на протяжении нескольких месяцев и остановились на варианте шестиэтажного административного здания в стиле брутализм. Здание станет частью не только терминала ВСМ, но и вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2».
Органично интегрировать
«Мы завершаем важный этап подготовки Петербурга к строительству ВСМ, – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. – Этот мегапроект реализуется по поручению президента России. ВСМ станет первой, полностью пассажирской межрегиональной скоростной магистралью страны. Место расположения нового вестибюля метро, ценная историческая застройка, техническая сложность и масштабность задачи обязали город подойти к этой работе осторожно и ответственно. К конкурсантам были предъявлены очень высокие квалификационные требования. Для нас было важно, чтобы проект-победитель сохранил верность градостроительным традициям Петербурга и подчеркнул открытость мегаполиса передовым технологиям. Жюри провело тщательную оценку всех параметров представленных проектов. И сделало свой выбор».
Архитектурный конкурс на эскизный проект административного корпуса вестибюля был открыт в марте этого года, и принять участие в выставке могли любые архитектурные бюро. Главное правило: квалификации авторов должны соответствовать уровню проекта. Техническое задание звучало так – «разработать предложения по архитектурному облику административного здания станции метро и органично интегрировать его в панораму Лиговского проспекта с учётом стилистики и объёмно-пространственного решения уже существующих зданий», – рассказывал главный архитектор Санкт-Петербурга Павел Соколов.
Всего на конкурс прислали 21 заявку, эксперты отобрали 8 мастерских, а посмотреть предложенные эскизы можно было на выставке в стенах Дома архитектора на Большой Морской улице. Работы авторов значительно различались – одни предлагали здания в стиле северного модерна, другие же делали отсылки к классической ордерной архитектуре.

Эксперты во главе с вице-губернатором Петербурга Николаем Линченко в конце июля выбрали победителя – им оказался проект студии Святослава Гайковича, здание в стиле брутализма. В своём описании авторы проекта-победителя отметили, что положили в основу идею создания портала. Художественное и эмоциональное начало – Портал скоростного перемещения из Петербурга в Москву и далее во всю центральную Россию. Именно портал, по мнению архитекторов, является характерным элементом архитектуры Санкт-Петербурга. Вдохновением для работы послужили Арка здания Главного штаба Росси и Портал Дома Елисеева на Невском проспекте. А также Витебский и Балтийский вокзалы.
Что внутри и вокруг?
Шестиэтажное серое здание планируют построить на Лиговском проспекте вместо дома 52. Известно, что на фасаде нового здания будет присутствовать натуральный камень в зонах, где его можно потрогать рукой.
Планируется, что создание терминала и вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» синхронизируют, и именно эта станция будет принимать основной пассажиропоток из Москвы. Её соединят подземным пешеходным переходом с действующей станцией «Лиговский проспект-1».
Важно, что запуск ВСМ сделает шестую по счёту ветку (строящейся Красносельско-Калининской линии) – одной из самых перспективных и востребованных в петербургской подземке. До начала движения поездов метро по пусковому участку, включающему станцию «Лиговский проспект-2», её вестибюль будет работать как пересадочный узел на станцию «Лиговский проспект» действующей Лахтинско-Правобережной (четвёртой) линии метро Северной столицы.
Но не только на метро можно будет добраться к терминалу ВСМ, предполагается и наземный транспорт. Однако доступ для личного и общественного транспорта разделят: с восточной стороны подъезд сделают для автомобилей, а с западной организуют место для экскурсионных автобусов и такси.
«Экскурсионные автобусы и такси будут заезжать с Днепропетровской улицы, улицы Черняховского и Лиговского проспекта, – рассказывал губернатор Александр Беглов. – Личный транспорт отправим на другую сторону терминала, в этих целях планируется строительство Военной улицы и Товарного переулка – с дальнейшим выходом на набережную Обводного канала через Кременчугскую улицу».
Также внутри здания на Лиговском проспекте обустроят офисы и магазины. Здесь же откроют музей петербургского метрополитена.
Масштабное ускорение
ВСМ для Петербурга – это ускорение развития бизнеса, науки, туризма и других важных направлений. А ещё – работа по созданию современной транспортной и туристической инфраструктуры в Санкт-Петербурге для увеличения пропускной способности транспортных узлов и туристической привлекательности города. Начало строительства участка ВСМ в границах Санкт-Петербурга, а также нового терминала, запланировано на 2026 год. Отмечается, что запуск первых поездов намечен на 2028-й.
Протяжённость ВСМ составит 679 км. Магистраль пройдёт от Москвы до Петербурга, через Ленинградскую, Тверскую, Новгородскую и Московскую области. Время в пути из одной столицы в другую сократится до 2 часов 15 минут. А до Великого Новгорода оно составит всего 29 минут, ведь скорость поездов составит 400 километров в час.
Объём инвестиций в проект – 2,35 трлн рублей, из которых более 60% предполагается привлечь из внебюджетных источников – через концессии и государственно-частное
партнёрство. Часть средств поступит из Фонда национального благосостояния – в
2024 году Минтранс запросил 580,6 млрд рублей под 3% годовых. Остальные инвестиции – от банков и концессионеров.