Примерное время чтения: 8 минут
268

Вышибить пробки. Почему платная парковка способна снизить смертность в ДТП?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 24/08/2022
 Зоны платной парковки появились уже почти во всём центре – остались 56 улиц, на которых оплату введут с 1 сентября.
Зоны платной парковки появились уже почти во всём центре – остались 56 улиц, на которых оплату введут с 1 сентября. / Вероника Такмовцева / АиФ

До конца 2022-го Центральный и Адмиралтейский районы Северной столицы сделают полностью зонами платной парковки. Таким образом, путешествия в исторический центр города на личном автомобиле становятся максимально дорогим и неудобным вариантом. «АиФ-Петербург» разобрался, кому нужны такие нововведения.

Круглая сумма

Проект по созданию зоны платной парковки в центре Петербурга появился достаточно давно – еще в 2015 году, однако реально работать начал лишь в 2020-м, когда в КоАП внесли изменения, согласно которым ГИБДД обязана предоставлять городской администрации сведения о нарушителях правил стоянки.

На данный момент платные стоянки есть на 155 центральных улицах Петербурга. Местные жители отнеслись к этому неоднозначно. Ведь вместо бесплатных мест в центре останется лишь платный паркинг. В первую очередь специалисты комитета по транспорту взялись за Центральный и Адмиралтейский районы. Зоны платной парковки появились уже почти во всем центре – остались 56 улиц, на которых оплату введут с 1 сентября. По словам заместителя председателя комитета по транспорту Дмитрия Ваньчкова, работы на них закончатся до конца 2022 года. Дальше по плану идут Петроградка и Васильевский остров. Также в ведомстве рассматривают возможность создания платного паркинга в Калининском и Выборгском районах.

Стоимость стоянки легкового автомобиля в специальных зонах – 100 рублей за час. При этом Дмитрий Ваньчков отмечает, что по тарифу платят лишь 15% автомобилистов, остальные – либо владельцы парковочных разрешений, либо те, кто пользуется парковкой менее 15 минут (то есть не платят за стоянку). Годовой абонемент на парковку за 1,8 тыс. руб. могут приобрести только автовладельцы, зарегистрированные в этих районах. Остальным автовладельцам годовое разрешение для легковушки будет стоить 179 тыс. рублей.

Снизить аварийность

Но что дает такая модель самим жителям Петербурга кроме роста расходов? Как отмечают эксперты, основная задача такой модели в городе – снижение автомобильного трафика в историческом центре и создание приоритета в движении для общественного транспорта, машин скорой помощи, пожарных и правоохранителей. Параллельно также решается вопрос с хаотичной парковкой.

В Центральном районе, который уже почти полностью стал зоной платной парковки, по данным регионального управления ГИБДД, на 25% сократилось число аварий с пешеходами. В комитете по транспорту убеждены, что платный паркинг сделал дорогу безопаснее.

«Большинство водителей не настроены нарушать ПДД. Они ставили машины вторым рядом потому, что некуда было припарковаться. Теперь места есть. За счет этого уличная сеть стала свободнее. В два раза быстрее поехали экстренные службы и городской транспорт. Число ДТП уменьшилось, потому что водители сейчас сосредоточены на дороге, а не заняты маневрированием между стоящими вторым рядом машинами. Стало меньше случаев парковки на тротуарах. Автомобильный трафик в центре города уменьшился. Некоторые петербуржцы теперь не ездят в город на собственном транспорте – пересаживаются на автобусы, трамваи, метро, а также пользуются каршерингом. Соответственно уменьшилось и количество пробок», – объяснил зампредседателя комтранса.

По информации УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за шесть месяцев 2022 года в Центральном районе на 17,7% по сравнению с прошлым годом снизилось количество ДТП. На 42% сократилось число смертельных аварий. ДТП с пострадавшими стали происходить реже на 17,4%.

Единственное решение

Создание зон платной парковки – не изобретение петербургских чиновников. С необходимостью регулировать трафик путем снижения привлекательности поездок на личном авто в отдельные районы сталкиваются все мегаполисы. Платная стоянка – один из инструментов решения проблемы. Москва уже не первый год живет с зонами платной парковки. Однако сравнивать столицу с городом на Неве не совсем корректно, так как уровень жизни в федеральном центре заметно выше, чем в Северной столице. Соответственно, у среднего москвича больше возможностей оплачивать стоянку. В результате, по данным Ассоциации транспортных инженеров, при сопоставимости количества авто на тысячу жителей такой показатель, как уровень автомобилепользования, в Москве гораздо выше, чем в Петербурге: москвичи-автомобилисты чаще ездят на своих машинах.

Однако при этом представители ассоциации все равно убеждены, что на данный момент создание зон платной парковки – эффективное решение. Теоретически можно сделать въезд в центр платным, но тогда по всему периметру надо будет устанавливать шлагбаумы для взимания платы – что дорого, неудобно и плохо реализуемо. Также возможен избирательно-тотальный запрет парковки и остановки для автомобилей. Но опыт того же Невского проспекта, где введена подобная мера, показывает – понадобится много сил для контроля за соблюдением запрета, а потому, скорее всего, нормально такая мера тоже работать не будет. Поэтому создание зон платной парковки сегодня наиболее доступный и адекватный вариант. Такая модель снижает привлекательность определенных территорий города для автовладельцев, считают эксперты.

Фиговый листок на номере

Конечно, автомобилисты борются с поборами как могут. Некоторые особо предприимчивые водители, чтобы не тратиться, закрывают или вообще снимают номер с авто на время стоянки. Как быть с халявщиками, в числе которых попадаются и хозяева статусных, очень дорогих автомобилей, до конца непонятно. Пока у городских властей нет полномочий для эффективной борьбы с водителями-нарушителями из-за юридических тонкостей. Но не исключено, что в ближайшее время управу на них все-таки найдут. Ранее уже звучали предложения эвакуировать такие машины на штрафстоянки или устанавливать на колеса блокираторы до выяснения обстоятельств.

Мнение эксперта: «Неприятно, но неизбежно»

Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин:

«В городе на самом деле достаточно небольшое количество парковочных мест. Вместить всех желающих все равно не получится. Для наглядности, один километр комбинированной парковки, если она упорядочена, вмещает всего 200 автомобилей. В городе просто нет места для всех машин. Решение проблемы с избыточным количеством авто в городе, а также нехваткой парковочных мест только одно – принудительная деавтомобилизация.

При этом парковка в любом случае должна быть платной, ведь транспортное средство занимает землю в городе. Проблема в том, что понимания этого пока что в Петербурге у многих нет. Можно заметить, что паркинги у новых жилых комплексов наполовину пустуют. Люди не понимают, почему они должны платить за парковку у дома, если приобрели в нем квартиру. При этом человек занимает в квартире в три-четыре раза меньше места, чем его машина на улице. А любой квадрат площади в городе стоит примерно одинаковых денег. Есть золотое правило, машины – это транспорт, если транспорт просто стоит и занимает место, то это прямой убыток.

На данный момент важно донести до петербуржцев, что любое место в мегаполисе стоит денег. На этом вообще построена городская экономика, благодаря которой люди и начали когда-то собираться в города. Но, к сожалению, этого никто не объясняет.

Платные парковки – неизбежное лекарство, без которого не обойтись сегодня. В противном случае все улицы и обочины будут забиты машинами, плюс паразитный трафик, который формируется из автомобилей, которые кружат вокруг квартала в поисках места, куда можно «воткнуться».

Комментарий: «Идея не докручена?»

Автоэксперт городского автоклуба «А24» Константин Колдобский:

«С одной стороны, есть неоспоримые плюсы. Все-таки центр Петербурга разгружается от личного транспорта, появляется возможность парковаться в рабочее время (раньше это была большая проблема). Но, по моему мнению, сама идея, если выражаться простым языком, не докручена – поторопились запустить. Дело в двух факторах. Первое – люди, которые живут в центре, не всегда там зарегистрированы, из-за этого они не могут получить льготный абонемент. А парковка платная и в выходные, что является большой сложностью для местных жителей без парковочных разрешений. Второй минус связан с новой службой, которая вместо ГИБДД занимается теперь администрированием стоянок. Если раньше вы парковали автомобиль в неположенном месте и его эвакуировали сотрудники, решить вопрос можно было оперативно в ближайшем отделении, а теперь, чтобы вернуть авто со штрафстоянки, нужно произвести очень много манипуляций, алгоритмы сильно усложнились.

Сама по себе идея платных парковок здравая, в ней нет ничего плохого – весь цивилизованный мир так живет. Но еще полгода – год надо было подумать, все довести до ума и только потом запускать».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах