Для большинства людей стереотипный образ стрит-райтера — это Бэнкси, загадочный, скрытный и неуловимый. Само искусство уличной живописи ассоциируется с чем-то нелегальным, опасным. Однако в Петербурге — культурной столице — это давно не так. На популяризацию граффити во многом оказал влияние наш герой — Александр Трунилов, взявший себе псевдоним Trun.
На его уникальный стиль равняются в мировом сообществе, он попал в число 100 лучших уличных художников Европы, а работы Александра можно увидеть в разных уголках мира. Родному городу он подарил школу уличного искусства.
Битва за признание
Александр родился в Ленинграде в 1985 году. Рисовать граффити начал ещё в школе. Как и большинство мальчишек того времени его завлекла игра шрифтов — он оттачивал начертание сложных слов и имён в скетчбуке (альбоме для набросков) на уроках в школе. Тогда же появился и его никнейм Trun — у граффитчиков принято подписывать свои работы или просто писать имя на стенах. Эта подпись называется тег.
После школы Александр поступил на филологический факультет. Институт дизайна его не заинтересовал — он решил, что и так неплохо в изобразительном искусстве, а вот чтение книг и погружение в литературную среду оказались ему по душе.
В студенческой среде быстро удалось найти единомышленников. В начале 2000-х художник присоединился к творческому коллективу Funk Fanatix, который объединял не только уличных художников, но и представителей других направлений набиравшей тогда популярность культуры хип-хопа: рэп, брейк-данс, диджеинг.
В 2008 Александр стал сооснователем команды уличных художников Top and Dope (TAD). Это была уже не просто банда самоучек, а серьёзные райтеры со своим видением современного искусства, с индивидуальным стилем. Команда выступала не только на российских площадках, но и зарубежом и со временем обрела мировую известность. В 2009 году художники выиграли в финале международного конкурса Write4gold в Берлине. Граффитчики из разных стран собрались, чтобы продемонстрировать мастерство в разных дисциплинах: искусно написать своё имя необычным шрифтом и в разных цветах или быстрее всех закрасить огромный участок стены трёхмерными буквами.
«Тогда в „нулевых“ гремела эпоха батл-фестивалей, на которых уличные художники состязались друг с другом в технике, скорости рисования — бились целыми командами, была жёсткая конкуренция. Сейчас это время прошло, и каждый стремится оттачивать индивидуальный стиль», — делится Александр.
Уже к 2008 году в граффити-среде Труна признали одним из лучших райтеров России. В 2014 году пришла и мировая слава: английский фотограф Франк Мальт, который долгие годы документировал уличное искусство по всей Земле, включил Александра в свою книгу о 100 лучших уличных художниках Европы. По словам Александра, фотограф обратил внимание на его необычную технику. Дело в том, что Александр никогда не пользуется трафаретами или другими подсобными материалами, а пишет настенные полотна баллончиком с аэрозольной краской от руки, без предварительной прорисовки.
Сегодня художник состоит одновременно в нескольких зарубежных командах: в «HA crew» из Англии, в «MDR crew» из США. Сложная ситуация в мире никак не повлияла на их союз.
«Внутри группировок мы никогда не осуждали друг друга, и уж тем более меня никто не осуждал по национальности, гражданству или месту жительства. Но конфликтов с зарубежными художниками хватало. С моими коллегами я на связи постоянно», — рассказал Александр.
«Краску в руки и вперёд»
Сегодня граффити воспринимают как к неотъемлемую часть современного искусства. На улицах Петербурга встречаются настоящие шедевры. Многие работы выставляются в музеях. Но так было не всегда. На заре популярности на любой уличной живописи стояло табу. Тем более в Северной столице, где в центре каждый дом — памятник, и цветное пятно на фасаде по сути является вандализмом.
Trun помог сформировать позитивный образ граффити. Он часто выступал за легализацию этого искусства. В августе 2012 году во время проведения фестиваля graFFFest в Петербурге Александр вместе с другими райтерами подписал открытое письмо к администрации города с просьбой выделить специальные места для уличного творчества. Спустя два года торжественно открылась первая легальная стена для граффити, и Александр в роли приглашённого гостя провёл мастер-класс.
«У меня никогда не было задачи скрывать свою личность, хотя другие райтеры всегда сторонилось диалога с обществом, — рассказывает Александр. — Для обывателя все уличные художники — маргиналы, не сумевшие реализовать себя в жизни. Для себя же я выбрал задачу организовать этот „диалог“. Прятаться не было смысла».
Художник открыл собственную школу граффити, которая просуществовала с 2007 по 2010 год. Он думал, проект заинтересует юные дарования. Однако за подростками вскоре подтянулись и взрослые люди, решившие попробовать себя в чём-то новом.
«Благодаря школе появилось много именитых граффити-художников, — делится Александр. — Основной задачей для меня было не научить рисовать человека, а убедить его в том, что он может это делать, что у него всё получится. Никогда не рисовал вместе с учениками, чтобы не блокировать их собственное видение своим опытом. Давал им в руки баллончик с краской и — вперёд! Таков мой подход в обучении. Я знаю по себе, что навыки всё равно развиваются, когда ты рисуешь по 6-8 часов в день — иначе не бывает.
Думаю, основная задача художника — научиться работать со своим подсознанием. Раскрывая его, ты даёшь возможность людям видеть больше, что, в свою очередь, расширяет уже их горизонты познания».
«Наш папа — художник»
В 2022 году в ЦПКиО на Елагином острове состоялась персональная выставка Александра «Знак сокрытия». Концепция выставки получилась необычная и очень личная: при создании полотен художник использовал рисунки своих детей. Работы со стороны выглядят как абстракция, но в каждой черте и линии — внутренний символ.
«В тот момент меня охватил страх за будущее детей, — рассказывает Александр. — Захотелось их спрятать от ужасов и негатива этого мира, подарить им свою любовь. А как ещё это сделать художнику? Только через искусство».
Сам он признаётся, что не хотел бы, чтобы дети шли по его стопам и погружались в мир граффити. Этот вид творчества требует от человека много самостоятельных решений и ответственности.
«Зачем взрослеть раньше времени? — говорит Александр. — До определенного момента всё, что они могли сказать о моей работе — это „наш папа — художник“. Сейчас они, конечно же, в курсе, кем я являюсь. Но, к счастью, подобное созидательное творчество их не особо интересует, хотя все они очень творческие. Что будет дальше — покажет время. Я стараюсь поддерживать их во всех начинаниях».
У Александра много идей и проектов припасено на будущее. Рассекречивать их он пока не спешит. Но подготовительная работа во всю кипит.
«Если честно, у меня нет ощущения, что я достиг чего-то большого, хотя мои заслуги и говорят об этом, — делится Трун. — Я считаю, что „вечный творческий голод“ является самым большим мотиватором для человека и позволяет достичь любых целей. И, безусловно, счастлив, что спустя 25 лет рисования во мне до сих пор есть этот голод».