Примерное время чтения: 11 минут
2201

БДСМ-игры и однополая любовь. Во что превратили «Преступление и Наказание»?

Кадр из фильма «Преступление и наказание» (2024)

В прокат вышел сериал «Преступление и Наказание». В сети доступны для просмотра первые четыре серии, а всего их будет десять. Режиссёр — Владимир Мирзоев. В главных ролях — Иван Янковский, Любовь Аксёнова, и другие. Вместе с экспертами spb.aif.ru разбирается, заслуживает ли внимание новая экранизация классики Ф. М. Достоевского.

Нехорошая репутация

Сериал стал притягивать к себе негатив ещё задолго до выхода. В сети мелькали негативные рецензии от критиков, уже посмотревших работу Мирзоева. Масла в огонь подлил и трейлер, после просмотра которого волосы вставали дыбом. Но всё же премьеру «Преступления и наказания» сильно ждали. Картина обещала стать такой же яркой, как нашумевший «Король и Шут» Рустама Мосафира, который, между прочим, тоже имеет петербургский контекст.

А накануне долгожданной премьеры зрителям преподнесли сюрприз — Кинопоиск вдруг взял и без объяснения причин перенёс просмотр на сутки. Потом перенёс ещё раз. И ещё. Подписчики онлайн-кинотеатра назвали происходящее фарсом и стали сомневаться, выйдет ли вообще картина.

Одни предположили, что сериал монтировали до последнего момента и в итоге просто не успели закончить. Такая же участь постигла сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». По словам режиссёра Жоры Крыжовникова, финальную 8-ю серию проекта переснимали, чтобы сделать «круче, эмоциональнее и острее».

А те немногие критики, кто успел глянуть первые серии на закрытом показе, намекнули, что из сериала в спешке вырезали слишком откровенные сцены, не прошедшие «цензуру». Например, однополую любовь Дуни и Марфы Петровны (Юлия Снигирь). Поэтому, мол, и тянули с выпуском.

В итоге первые четыре серии представили на суд зрителям вечером 2 ноября.

«Преступление и наказание» (2024)
«Преступление и наказание» (2024) Фото: Кадр из фильма «Преступление и наказание» (2024)

Смешались в кучу кони, черти...

Об экранизации «Преступления и наказания» в своё время задумывался ещё Андрей Тарковский. В дневниках он писал, что текст романа наиболее близок к сценарному, а значит его легче всего будет перенести на экран.

Владимир Мирзоев сразу предупреждал, что не ставит задачу приблизиться к оригинальному тексту. Действие перенесли в наши дни. На экране — современный Петербург с курьерами на электросамокатах, узнаваемыми вывесками отелей и супермаркетов. Но все эти приметы не бросаются в глаза — сюжет развивается как бы вне времени.

К тому же в диалогах героев проскальзывают фразы из 19-го века, когда упоминаются «тридцать серебряников» или «горница». А некоторые интерьеры и вовсе как будто отсылают к советской эпохе, так что происходит смешение времён (другой вопрос, уместен ли здесь такой приём?)

Сюжетные линии тоже перепутаны. В начале первой серии Раскольников (Иван Янковский) слышит разговор двух студентов, размышляющих об убийстве «злой, никому не нужной старушонки». Тут же главный герой знакомится с Чортом или Тенью (Борис Хвошнянский), которого режиссёр «дёрнул» из другого романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Здесь вспоминается и Шут из прошлогоднего рок-сериала, который явно «зашёл» зрителям, и авторы «Преступления и наказания», похоже, подумали: зачем изобретать велосипед, если уже есть рабочая схема? Архетип тени, символизирующей тёмную сторону человека, вообще распространенный образ в культуре, но в оригинальном тексте Достоевского его не было. У Мирзоева Чорт подначивает Раскольникова убить старуху, а также является к другим героям сериала, подсвечивая их «греховные поступки и мысли» и раскрывая внутренний монолог.

Параллельно развивается линия сестры Раскольникова Дуни, которая служит прислугой в шикарном особняке у Марфы Петровны в Томске и крутит роман со Свидригайловым. Причём отвечает тому взаимностью, покуривая с ним кальян в кустах и попивая вино на веранде (в тексте Достоевского это сюжетное ответвление упоминается вскользь, и на самом деле Дуня вовсе не отвечала взаимностью развратному помещику).

«Преступление и наказание» (2024)
«Преступление и наказание» (2024) Фото: Кадр из фильма «Преступление и наказание» (2024)

Сцены в особняке максимально удаляются от текста романа, ублажая режиссёрскую фантазию: здесь и трупы в бассейне (Свидригайлов топит жену, чтобы она не мешала любовной связи с Дуней), и пучеглазый жених Лужин, который увозит Дуню из особняка на люксовом автомобиле.

А в это время по Петербургу в лихорадке рыщет Раскольников. Он то ворует кефир из супермаркета, то катается с Чортом на лодке по каналам, то подрабатывает курьером. Попутно ему на смартфон приходят голосовые сообщения от сестры из Томска о скором приезде, а он, бедный студент, раздумывает об убийстве старухи.

Декорации в сериале радуют. Большое внимание уделили каждой локации, свет и дизайнерские решения на высоте. А места съёмок в Петербурге легко узнать по вывескам магазинов и архитектуре. Например, Кокушкин мост, где начинается действие романа, или дом старухи-процентщицы. В этом создатели чётко следуют топонимам романа. Но есть и неожиданные локации — совсем недавний памятник Александру Блоку на Декабристов, граффити на петербургских крышах, арка Новой Голландии. Герои сериала необычно обыгрывают их, окрашивая в новые смыслы.

Впечатляет мастерство операторской съёмки. Например, убийство старухи-процентщицы снято на экшн-камеру. Её же прикрепили к окровавленному топору, который изящно летит с моста в канал Грибоедова. Компьютерная графика и спецэффекты выполняют свою задачу: картинка на экране выглядит динамично, современно и качественно.

Две Сони

Но есть множество моментов, которые как минимум вызовут удивление, а то и негодование тех зрителей, кто внимательно читал роман.

Во-первых, сестра Раскольникова Дуня представлена в сериале вовсе не благодетельной и честной девушкой, которая сбегает из дома Свидригайлова, оскорблённая его домогательствами, а потом соглашается выйти за Лужина, только чтобы спасти от нищеты брата Родю и мать. У Мирзоева она чуть ли не соблазняется идеей умчать в закат со Свидригайловым, а ещё целуется с его женой (Чорт попутал).

Мотив выйти замуж за Лужина здесь тоже странный. Сначала она ему отказывает. Но затем в дом семьи Раскольниковых врывается Свидригайлов с пистолетом и делает предложение Дуне, попутно угрожая убить Лужина (Никита Тарасов). Гордая Дуня заявляет, что уже помолвлена с Лужиным, а потому не бывать их союзу. Вся сцена выглядит вычурно.

Над образом Разумихина (Тихон Жизневский) тоже поиздевались. Он в сериале становится первым любовником Сони Мармеладовой в борделе (и вновь путает Чорт). К слову, сама Соня его там и соблазняет. Странный сюжетный поворот, учитывая, что дальше в романе Разумихин должен будет жениться на Дуне, а Соня отправится за Раскольниковым на каторгу.

Фото: КиноПоиск

Кстати, Сони здесь две. Первую (до ночи в борделе) играет одна актриса, а затем уже другая появляется в роли «павшей» Сони, вернувшейся в дом Мармеладовых с получкой.

Ещё одним любовником Сони в борделе сделали Лужина, который оказывается любителем БДСМ-игрищ...

Ну и конечно не обошлось без эпатажа и психоделики. Ведь на материале «Преступления и наказания» есть где разгуляться... Покажут и голого Раскольникова танцующего на столе, и ожившие чучела кошек в «горнице» Пашеньки, и другие плоды больной фантазии.

Топорное искусство

Зрители и критики встретили сериал прохладно. На момент написания текста рейтинг картины на Кинопоиске — 5,7. Из 17 рецензий на сайте 12 — отрицательных, четыре — положительные и ещё одна нейтральная. Возмущены знатоки творчества Достоевского.

«Помните анекдот про пессимиста и оптимиста, в котором на реплику первого „хуже уже не будет“ второй радостно и бодро восклицает: „Будет! Будет!!“? — говорит литературовед, доктор филологических наук Наталья Пращерук. — Так и я, склонная, в большей степени, к пессимизму. Думала, что худшего издевательства над классикой, чем реклама банка, уже быть не может. Может, господа, может! — это новый фильм Мирзоева с названием великого романа Достоевского.

Такая претенциозная пустота, смачно сдобренная смакованием психопатологических подробностей, хоть караул кричи. Надерганные цитаты из „Братьев Карамазовых“ и „Записок из подполья“. Модные киноэффекты только усиливают впечатление.
Принять душ после просмотра обязательно, если рискнёте. А в голове вопросы: как можно написать такой сценарий? Как можно это снимать? Как можно актёрам соглашаться на такую халтуру?

А ещё просто скучно, скучно! Ибо никакими спецэффектами, сексуальными избыточностями и психопатологиями не восполнить пустоту и абсолютную невосприимчивость к глубоким идеям великого романа. Не мытьем, так катаньем будут убивать наши души».

«Мерзость какая. От Достоевского ничего нет. Это даже не карикатура. Просто безумная, поехавшая психоделика. С персонажами, которые сношаются весь сериал. Феномен Достоевского хотели показать? Показали феномен современного ублюдка», — поделилась мнением журналист, художественный редактор Екатерина Кожухова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах