Искусственные художники
Искусственный интеллект и его возможности давно интересуют учёных, разработчиков и бизнесменов всего мира. Его способности развиваются с каждым годом - он уже пишет рассказы и рисует картины. В прошлом году произошло немыслимое - на аукционе Christie’s впервые продали картину, созданную ИИ. Члены французского коллектива Obvious придумали специальный алгоритм и дали системе набор данных из 15 тысяч портретов, написанных между XIV и XX веками. На их основе ИИ изобразил вымышленного мужчину - «Портрет Эдмонда Белами». Рисунок кажется незавершённым - размытые нечёткие черты лица, пустые области на холсте и т. п.
Но это не помешало работе уйти с аукциона за 432 тысячи долларов (около 28 млн рублей. - Ред.) при первоначальной оценке в 7-10 тысяч. Это событие показало, что ИИ с успехом начал занимать свою нишу в искусстве.
Результат совместной деятельности художников и разработчиков в симбиозе с алгоритмом получили шанс оценить и петербуржцы. В Главном штабе открылась выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». В экспозиции 14 художников и творческих коллективов из 10 стран мира. А в качестве экспонатов - предметы искусства, созданные с помощью современных технологий.
- Выставка - прекрасный символ сотрудничества между искусственным интеллектом и человеческим. Вы увидите пример того, как новейшие технологии могут быть гуманизированы. В этом, я думаю, есть главная задача культуры, - сказал на церемонии открытия выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В рамках культурной программы прошедшего ПМЭФ-2019 инновационные работы уже успел оценить министр культуры России.
- Выставка искусственного интеллекта - одна из первых подобного масштаба в Европе, - отметил Владимир Мединский. - Она ставит не столько просветительские задачи, сколько философские вопросы. Здесь можно говорить и об авторском праве, и об искусстве будущего, и о том, каким вообще будет это будущее.
«Машинные галлюцинации»
Выставка «Искусственный интеллект и диалог культур» даёт богатую пищу для размышлений, открывая новый интересный мир. Неизгладимое впечатление производит видеоинсталляция «Бытие и существование» художницы Лулуа Аль-Хомуд из Саудовской Аравии. С помощью ИИ она создаёт абстрактную графическую форму нового языка на основе арабского алфавита. Попытка с помощью алгоритма перевести арабскую вязь в геометрические узоры вызывает состояние умиротворения.
Работа «Создание искусства для фондового рынка» от южнокорейской группы teamVOID создаёт необычный рисунок на основе бизнес-сводок. Художники подключили к роботам-манипуляторам ленту новостей о двух биржевых индексах. Вся свежая информация превращается в линии, в итоге создающие новую картину. Благодаря итальянцу Давиде Квайоле можно понять, как видит искусственный интеллект картины классиков импрессионизма. Дизайнер и медиахудожник Рефик Анадол в работе «Машинные галлюцинации» анализирует 100 тысяч фотографических воспоминаний об архитектуре. К слову, другую его работу - «Воспоминания о скрытых пространствах II» - особо отметил Михаил Пиотровский. По его мнению, это то же, что «Клод Моне делал с Руанским собором, но только здесь больше технических возможностей». Также он оценил инсталляцию российского и британского физика Константина Новосёлова, «где великий учёный, Нобелевский лауреат, показывает разницу между тем, как работают искусственный и человеческий интеллекты». И хотя они разные, но могут работать вместе.
Кстати, на выставке есть работы и уже упомянутого коллектива Obvious. На открытии выставки французы подчеркнули, что выставлять свои работы в лучшем музее мира для них - честь и радость. А заодно заверили - живопись от искусственного интеллекта не заменит традиционное изобразительное искусство, но дополнит, расширит его в инновационной манере.
Справка
На выставке «Искусственный интеллект и диалог культур» работы представили: Лулуа Аль-Хамуд (Саудовская Аравия), Даниа Аль-Салех (Саудовская Аравия - Великобритания), Рефик Анадол (Турция), Давиде Квайола (Италия), Марио Клингеман (Германия), Егор Крафт (Россия), Джонатан Монаган (США), Константин Новосёлов в сотрудничестве с Максимом Жестковым (Россия - Великобритания), Норимити Хиракава (Япония), Сунь Сюнь (Китай), Aaajiao (Китай), Team Void (Южная Корея), ::vtol:: (Россия), Obvious (Франция).
Выставка организована Государственным Эрмитажем и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), суверенным фондом Российской Федерации в рамках проекта «Эрмитаж 20/21».
Воспоминания о малой Родине
В кремлёвском Центре «Эрмитаж-Казань» стартовала масштабная художественная выставка «Незримые узы с Родиной», посвящённая 100-летию образования Татарской АССР. Все желающие смогут увидеть более 40 живописных и графических работ татарских художников из Санкт-Петербурга.
Инициаторами выставки при поддержке Представительства Татарстана в Петербурге стали живущие в Северной столице мастера из этой республики. В экспозиции представлены работы 11 художников разной направленности: живопись, акварель, скульптура, графика и т. д. Для каждого тема малой Родины - сакральная и одновременно вдохновляющая. Посетители увидят пейзажи и всё то, что близко каждому творцу, - родительский дом, детские воспоминания, портреты близких, предметы быта, виды родного города. По словам одного из организаторов выставки, художника Ильдуса Вахитова, тема незримых уз оказалась настолько близкой и актуальной, что живописцы сразу откликнулись на предложение принять участие в выставке. Учитывая интерес к мероприятию, организаторы подумывают о создании цикла подобных экспозиций, которые подхватят и другие регионы России.
«Запретный плод»
В Петербурге показывают работу «главной надежды фарфора».
Два века назад сложно было представить аристократический праздничный стол без фарфоровых фигурок. Композиции, рассказывающие самые разные истории, были не только украшением трапезы, но и указывали на высокий статус хозяев. В современном мире эти традиции почти забыты. Новая выставка «Запретный плод. Cкульптор Крис Антеманн в Мейсене», которая открылась на днях в Главном штабе, напоминает о галантном веке, хотя и в постмодернистской шутливой манере.
Американскую художницу и скульптора Крис Антеманн уже окрестили «главной надеждой фарфора» и «самым главным приобретением Мейсенской мануфактуры наших дней». В 2011 году она получила приглашение поработать на старейшей в Европе фарфоровой мануфактуре. Два года Антеманн совместно со специалистами из Мейсена работала над созданием инсталляции «Запретный плод». Грандиозный скульптурный ансамбль представляет собой накрытый стол в окружении гостей, помещённый в архитектурную беседку. Композицию дополняют фарфоровая люстра и фруктовые пирамиды в ажурных корзинах, вокруг которых размещены галантные сценки. Скульптор с лёгкой иронией рассказывает новые истории о любви, мечтах и желаниях. Рассматривать это фарфоровое полотно можно часами.
- Новая выставка во многом необычна. Сейчас, в начале XXI века, на замену настоящих материалов приходит синтетика, пластмасса - то, что доставляет меньшее удовольствие, когда
держишь их в руках, - объясняет замгендиректора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов. - Здесь можно увидеть то, что даёт возможность посмотреть на традиции европейского искусства XVIII века, которые наполнены человеческим чувством, человеческими эмоциями.
Примечательно, что экспозиция включает не только работу Антеманн, но и более 50 экспонатов из собрания Эрмитажа. Это произведения западноевропейской графики и Мейсенской фарфоровой мануфактуры XVIII-XIX веков. Новая выставка даёт возможность увидеть, как художественные идеи и дух рококо по-своему отразились в произведениях, созданных для удовольствия и развлечения, игры чувств, юмора и ума.