Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 12 минут
231

Время – роскошь. Егор Кончаловский рассказал, как технологии меняют нас

Константин Хабенский в роли профессора Гейгера.
Константин Хабенский в роли профессора Гейгера. Кадр из фильма

Картина была снята по одноименному роману известного писателя, лауреата премии «Большая книга» Евгения Водолазкина. Однако и сам автор, и создатели ленты неоднократно подчёркивали, что «это две разные вещи. Литература — это слово, а кино — действие». Подробности — в материале spb.aif.ru.

Фото: spb.aif.ru/ Елена Данилевич

Возраст — 120 лет

Премьеру, которая состоялась в Национальном драматическом театре России (Александринском) организаторы превратили в уникальное путешествие во времени. Уже на подходе к театру гостей встречала монументальная инсталляция: стилизованный самолёт и ледяная фигура главного героя — авиатора Платонова. А переступив порог Александринки, зрители становились участниками иммерсивного действия, где персонажи 20-х годов разыгрывали короткие сюжеты, погружающие в атмосферу тех лет.

Фото: Предоставлено организаторами

Фильм не зря назван фантастической драмой — главная линия объединяет прошлое и будущее, научные открытия и расплату за вторжение в законы бытия. По сюжету картины, главный герой Иннокентий Платонов (его роль играет Александр Горбатов) просыпается в 2026-м году и ничего не помнит. Кто он, где находится, как сюда попал? И открывшаяся реальность становится для него полным сюрпризом.

Оказывается, его тело, вместе с другими несчастными, было заморожено почти век назад в ходе рискованного эксперимента, поставленного советскими врачами. Секретную камеру уже в наши дни находят видный учёный Константин Гейгер (Константин Хабенский) и его жена и соратник Анастасия (Дарья Кукарских). Один из тринадцати замороженных показывает признаки жизни и его перевозят уже в современную частную лабораторию, наполненную аппаратурой и суперприборами. Здесь «пришельца», которому сейчас «лет 120», выводят из криогенного сна и он постепенно, сначала хаотично и обрывочно, но затем всё более отчётливо начинает восстанавливать картины прошлого.

Зрители становились участниками иммерсивного действия, где персонажи 20-х годов разыгрывали короткие сюжеты, погружающие в атмосферу тех лет.
Зрители становились участниками иммерсивного действия, где персонажи 20-х годов разыгрывали короткие сюжеты, погружающие в атмосферу тех лет. Фото: Предоставлено организаторами

Путешествие во времени

Вспоминает, что зовут его Иннокентий Платонов, что он счастливо жил в красивом доме вместе с любящими родителями, а дачное детство проводил под Петербургом в Сиверской и на взморье в Алуште. Увлекался авиацией, был полон светлых надежд, но революция и пришедшие вслед за большевиками новые порядки всё изменили. Лучший друг стал идейным борцом за новую власть, а в квартиру для уплотнения подселили работника колбасной фабрики (Антон Шагин), считающего Платоновых и их друзей классовыми врагами. В итоге «авиатор» убивает «колбасника», получает срок и отправляется в лагерь на Соловки, где и попадает под принудительную криоконсервацию.

Вспоминает также Платонов девушку Анастасию, которую он давно любил и которая поразительно похожа на жену профессора Гейгера. Спонсирует все работы миллиардер и авиамагнат Виктор Желтков (Евгений Стычкин). Он лично заинтересован, чтобы человечество обрело бессмертие, а значит, продлилась жизнь и его самого. Забегая вперёд скажем, что формулу «волшебного эликсира» расшифровали, но олигарху, страдающему смертельным наследственным заболеванием, это не помогло.

Полюбила «пришельца»?

Кажется, все на пороге настоящего чуда, прорыва, когда люди смогут победить время и даже смерть. Гремит весёлая вечеринка, а нейрофизиологу Гейгеру уже прочат «без пяти минут Нобелевку». Но по мере развития происходящего восторг сменятся сомнением и всё больше встаёт вопрос, какую цену придется заплатить каждому? Что важнее — великое научное открытие, способное изменить будущее всех людей или счастье отдельно взятого человека?

Чтобы ответить на эти вопросы, создатели фильма (генеральный продюсер — Сергей Катышев) постарались максимально поднять градус интриги.

«Мы сделали эти конфликты, во-первых, более выпуклыми, во-вторых, более острыми, — рассказал Евгений Водолазкин.— Известно, что по законам драматургии, существующих ещё со времён древних греков, есть два очень важных пункта: первое — чтобы был сильный конфликт, второе — чтобы были сильные персонажи, которые этот конфликт могли бы довести до развязки. Наш фильм о том, что любовь преодолевает время. Получилось очень хорошо!»

Евгений Водолазкин.
Евгений Водолазкин. Фото: spb.aif.ru/ Елена Данилевич

По-особому звучит и выглядит время и для режиссёра картины Егора Михалкова-Кончаловского.

«Есть теории, что прошлого, настоящего и будущего нет, а все эти времена существуют параллельно,— заметил мастер. — Время сегодня — это роскошь, и у нас было много разговоров о времени в контексте этого проекта. В огромном романе очень много разных идей и смыслов, полутонов, которые и создают его Вселенную. Это история о том, как технологии меняют человека, но не могут убить в нем человеческое. Когда мы начали работу над экранизацией, я понял: важно не просто перенести книгу на экран, а создать новый художественный язык — где ушедшая эпоха и будущее будут говорить в одном визуальном ключе».

Егор Михалков-Кончаловский.
Егор Михалков-Кончаловский. Фото: spb.aif.ru/ Елена Данилевич

В разных «мирах» существует и Анастасия. С одной стороны она жена профессора Гейгера, современная независимая женщина, с другой — девушка «из другого века», внешне очень напоминающая Платонову его далёкую возлюбленную. Как психолог она помогает главному герою вспомнить прошлое и постепенно в него влюбляется.

«Это фильм об умении понять и простить себя, потому что в первую очередь это касается как Анастасии, так и Платонова,— поделилась ощущениями актриса Дарья Кукарских. — Анастасия XXI века любит и эта любовь через сострадание становится настоящим исцелением. Поэтому для меня самое важное в нашей истории — прощение и покаяние».

Дарья Кухарских.
Дарья Кухарских. Фото: spb.aif.ru/ Елена Данилевич

Сплошные звёзды

Ностальгическим был этот вечер и для народного артиста России Валерия Баринова. Он ранее служил в Александринском театре, так что сейчас он снова встретился со своей юностью.

«Я вошёл в это здание молодым 57 лет назад и теперь при любой оказии приезжаю в Ленинград-Петербург, — признался популярный артист. — Что касается фильма, снимался в нём из-за фамилий. Давно хотел поработать с Егором Кончаловским. Роль у меня небольшая — Николай Егорович Жуковский, основоположник отечественной авиации. Получил колоссальное удовольствие от самой атмосферы, царившей на площадке. Помимо всего состава работали замечательные гримёры, что сегодня большая редкость. У меня была борода и мне меняли цвет глаз — я на это согласился. Никогда не сожалел, что роль маленькая, но здесь пожалел — всего одна сцена, а хотелось ещё».

Валерий Баринов.
Валерий Баринов. Фото: spb.aif.ru/ Елена Данилевич

В других небольших ролях тоже были заняты сплошь звёзды. Уличную торговку играет Ирина Пегова, отца главного героя — Игорь Миркурбанов, ассистентку научной клиники — Софья Эрнст, а роль Ольги Ворониной — матери Анастасии, стала одной из последних так рано ушедшей Евгении Добровольской. Музыку написал Максим Фадеев, что только усилило пронзительность картины. После финальных титров зрители стоя наградили создателей бурными овациями. В их числе были и модельер Татьяна Парфёнова, академик, директор института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская, другие персоны. А в фойе поклонники творчества Евгения Водолазкина ещё долго не отпускали писателя с просьбами дать автограф и подписать роман.

Фильм выйдет в широкий прокат уже 20 ноября.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах