Петербург своей многонациональной пестротой обязан искусственному происхождению – из разных городов и стран сюда стекались строители, ученые и ремесленники, постепенно оседая на месте, которое совсем недавно было почти пустынным. Другое дело Ленинградская область. Здесь большая часть городов и поселений имеет многовековую историю, отголоски которой сохранились даже в названиях: Выборг, Тосно, Сертолово. День коренных народов, который с 1994 года по инициативе ООН отмечают в разных странах 9 августа, наполнен для Ленобласти особым значением.
Всех соберут в деревне
Как рассказал корреспонденту SPB.AIF.RU советник губернатора Ленинградской области по религиозным вопросам Вячеслав Санин, исчезающие народности региона сегодня можно пересчитать по пальцам. «Разумеется, почти все они относятся к финно-угорской группе – этим мы обязаны соседству с Карелией и Финляндией. Совсем немного осталось представителей народов водь и ижора. Чуть больше – вепсов, тихвинских карелов и ингерманландских финнов, - объяснил он. – Вполне вероятно, что фактически представителей этих народов больше, чем это отражено в статистике, но многие не вполне ассоциируют себя со своей народностью из-за низкой этнической самооценки или недостатка информации о собственных предках. Это одна из проблем, которые нам предстоит решить с помощью просветительской и музейной работы, а также фольклорных фестивалей, которые проводятся каждый год».
Исчезающая натура
Население Ленинградской области превышает 1,7 миллиона человек, 141 из 193 национальностей России представлены на территории региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 92,7% жителей региона считают себя русскими, 2% - украинцами, 1,1% - белорусами. Представителей малых народов значительно меньше, чем, скажем, цыган, финнов или узбеков. Например, ижорцами себя назвали 169 человек – 0,01% опрошенных, вепсами – 1380 человек (0,1%), а вожанами – всего 33 человека (0,002%).
Кстати, в Ленобласти сосредоточена половина всех представителей води в России. Еще 26 вожан живут в Петербурге и пять человек – в других городах. Между тем, в начале XVIII века вожан в России насчитывалось 13 672, в 1848 году их было 5148, в 1926 – 705, а в 2002 – 73. Примерно так же обстоят дела и с вепсами и ижорцами.
Вожане Ленобласти сосредоточены в Кингисеппском районе, в деревнях Лужицы и Краколье (считается кварталом поселка Усть-Луга). Некоторые даже знают водский язык, который немного похож на эстонский и занесен в Красную книгу исчезающих языков. В летописях эта народность упоминается с 1069 года. Водь дала название Водской пятине Новгородской земли, расположенной между реками Волхов и Луга. В этом году впервые увидел свет самоучитель водского языка, изданный московским энтузиастом.
Ижорцы также проживают в Кингисеппском районе, в поселке Вистино. По переписи населения 2002 года 327 россиян называли себя ижорцами, из них 177 проживали в Ленобласти на Сойкинском полуострове. К 2010 году в регионе осталось 169 ижорцев. Как показывают опросы, на родном языке говорят многие из них. По звучанию он похож на финский и карельский.
Вепсы живут в России тремя отдельными группами между Ладогой, Онежским и Белым озерами: на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области. В Ленобласти они сосредоточены в Винницком, Вознесенском, Радогощинском, Алеховщинском и Пашозерском сельских поселениях. Согласно переписи населения 2002 года, в Ленобласти их было 2019 человек, а к 2010 году осталось 1380 человек. Вепсов в 1937 году коснулся сталинский террор: была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов обрушились репрессии. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны.
Где можно познакомиться
Один из крупнейших центров культуры малых народов в Ленобласти – Ижорский музей в поселке Вистино, который открылся в 1993 году. Здесь собраны уникальные предметы культуры и быта сойкинских ижор ХХ века. При клубе поселка Вистино действует ижорская песенная группа «Рыбачка», а в клубе деревни Горки – ансамбль «Шойкулан лаулут» (Сойкинские напевы). С 2003 года каждое лето на Сойкинском полуострове проходят праздники ижорской культуры. В 2006 году открылся мобильный «Музей коренных народов Петербургской земли», рассказывающий об истории и культуре ижор. Музей был представлен в Кунсткамере и показывает экспозицию во многих деревнях и городах Ленинградской области. Более 10 лет работает фольклорная группа «Корпи», в которой поют ижорцы. Она выпустила несколько профессиональных дисков («Inkerin kaiku», «День в Краколье») и десятки раз выступала на фестивалях.
С историей вепсов познакомиться можно в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора, жители окрестных районов других национальностей. В этом году он состоялся в середине июля. На фестивале проходят конкурсы национального танца, костюма, конкурс «Вепсская краса». Кроме того, на базе Института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку.
Водский и ижорский праздники («Лужицкая складчина» и «Возрождая сохраняем») проводятся там, где проживают эти народы, - в деревне Лужицы и поселке Вистино. В программе «Лужицкой складчины» - рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе ее жителей, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 году на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг. С 2011 года каждое лето в деревне Краколье проходят краткосрочные летние школы водского языка, организованные тартуским Университетом. А в 2013 году в Лужицах открылся Водский музей, при котором создаются книжки о культуре народа.
А в Карелии сейчас проходят съемки фильма на вепсском языке «Рыба мала да уха сладка» («Kala - pen’, a keitmine - maged»), который посвящен традиционному для вепсов рыболовству. О древнем промысле расскажут герои фильма – вепсы из Подпорожского района Ленобласти, Бабаевского района Вологодской области и сел Карелии. Также в фильме покажут вепсских мастеров из деревни Ладва в Ленобласти, которые плетут мережи, вяжут сети, изготавливают дощатые лодки и знают все поверья, связанные с рыбалкой.