aif.ru counter
134

Борис Эйфман: «Детей спасет... балет»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Петербург 29/07/2009

За этот проект балетмейстер боролся более десяти лет. Дворец будет возведен по проекту мастерской UN Studio из Нидерландов на набережной Европы.

Путевка в жизнь

- Эйфманы приходят и уходят, а Дворец танца должен стать одним из центров мирового хореографического искусства, - говорит Борис Яковлевич. - Моя задача - построить и дать проекту творческую жизнь, но самое сложное - найти помощников, единомышленников. Они нужны и для нашей Академии танца, которая в 2011 году откроется на улице Лизы Чайкиной. В Академии соберем сирот из детских домов и детей из неблагополучных семей со всей России, чтобы дать им воспитание, профессию, сделать из них людей высокой культуры. Учиться будут 11 лет по уникальной программе: классика, современные направления танца, вплоть до восточной пластики. Не все станут артистами, но они могут быть костюмерами, гримерами, осветителями, машинистами сцены - сейчас существует дефицит этих профессий. Наша задача - дать путевку в жизнь.

...Одна из причин, по которой я так ратую за Академию, состоит в том, что балет в России утрачивает свои приоритетные позиции. К этому искусству трепетно относились в царское время, колоссальные финансовые влияния помогли создать великий балет, в стране были собраны лучшие творческие силы мира. Даже советское правительство и генсеки понимали, что балетное искусство работает на имидж страны. Сейчас ощущается безразличие, и так как живу по принципу: если не я, то кто? - занимаюсь академией, театром.

Дон Кихот и Фрейд

- Сейчас переделываю свой балет «Дон-Кихот», хотя он успешно идет уже лет 15. Зачем? Пришло время переосмысления, приближаю спектакль к Сервантесу: возникает тема Прекрасной дамы, попытки изменить мир, иллюзорность подвигов.

...В планах - балет «Фрейд. По ту сторону сновидений». Сейчас изучаю эту тему, стол завален десятками книг, тетрадями записей. Думаю, зрителям будет интересно увидеть необычный мир, где есть реальность, и то, что находится в подсознании и является во снах. Моя задача в этом спектакле: телом выразить жизнь и самого тела, и души, проникнуть в тайны, которые откроют новые возможности хореографического искусства. Верю ли сам в сны? В общем, да, но пока не научился их фиксировать и анализировать. Знаю одно - я не вижу в снах балет, к сожалению...

Для меня самый лучший момент поиска идей, анализа - пробуждение, когда разум чистый и светлый. И еще я знаю, что просыпаюсь для того, чтобы работать. Начинаю обычно в семь-полвосьмого, ну а ложусь после часа ночи. Вот труппа работает 7 часов, ни на минуту артистов не задерживаю. Если каждый день будут 7 часов трудиться с полной отдачей - достаточно. И еще считаю, что люди должны хорошо зарабатывать, и сегодня мы достигли такого положения, когда мои артисты получают столько же, сколько коллеги на Западе.

Нет лидеров

- Почему в России нет ярких хореографов? Это мировая проблема. Как-то начисто нивелировалась сама идея творческой самоотдачи, погружения в мир искусства. Есть молодые люди, которые хотят на этом бизнесе заработать, искусство для них - это не потребность души

Каждый год в России диплом хореографа получают человек 50, сколько денег потрачено на обучение! Если бы 20 лет выпускали хирургов, и некому было бы делать операции, наверное, и власти, и общество всполошились бы. А у нас результата никакого, потому что безразличие начинается сверху. В мое время работали выдающиеся хореографы - Григорович, Якобсон, Бельский, и был интерес государства к музыкальному театру. Сейчас всем дают маленькие деньги и - никакого интереса. Поэтому-то в России нет творческих лидеров: нет стимула для молодого поколения, нет художественного азарта, честолюбия. Мной оно двигало, я хотел сделать карьеру через искусство, а сегодня кому это надо?

Государство дало культуре свободу, помогает, чем может, но не стимулирует. В Берлине после падения Берлинской стены было три труппы, и Германия пошла на то, что объединила в одну, мощную, которую, кстати, возглавил наш соотечественник Владимир Малахов. А у нас в каждом провинциальном городе - труппа, но, может, их надо не 50, а 15, и они будут обслуживать регионы России. Я бы с удовольствием взял Сибирь.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах