24 июня Борис Эйфман получил премию правительства Петербурга за создание спектакля «Онегинъ».
В июле-августе на сцене Александринки театр Бориса Эйфмана покажет четыре спектакля - «Анна Каренина», «Онегинъ», «Красная Жизель» и «Чайка».
«Не работаем на потребу»
«АиФ»: - Борис Яковлевич, почему ваш театр выступает в Петербурге так редко и показывает всего четыре спектакля?
Борис Эйфман: - Для наших выступлений подходят только несколько сценических площадок. Но они часто заняты, а если сдаются в аренду, то по очень высокой цене. Каждый спектакль в Петербурге датируется, за границей же нам платят за выступления. Поэтому здесь мы не можем давать такое количество спектаклей, которое хотелось бы. И не можем поднимать цены на билеты, они и так высокие. Билеты, которые продают на нас в Германии, Франции, - дешевле, чем в России! В Европе есть социальный предел поднятия цен на билеты, чтобы искусство было доступным. У нас же высокое искусство доступно тем, кому оно практически не нужно.
«АиФ»:- Когда же будет построен ваш Дворец танца?
Б. Э.: - По плану это должно произойти в 2016 году. Ну а пока наша основная миссия - представлять петербургское искусство в мире.
«АиФ»:- Балет более доступен для общения между народами, чем другие искусства?
Б. Э.: - Даже во времена холодной войны, когда «советское» воспринималось как самое негативное, наш балет поднимал людей с кресел, они аплодировали стоя и кричали: «Русские, браво!» Мы показываем спектакли на всех континентах, и везде их понимают и очень тепло принимают. Через наше искусство люди знакомятся с Толстым, Чайковским, Чеховым, Достоевским, Пушкиным. Мы в какой-то степени полпреды нашей истории, культуры и того творческого потенциала, который может дать современная Россия.
«АиФ»:- Почему вы ставите балеты только по произведениям классиков, а не современных писателей?
Б. Э.: - Всему своё время. Если у нас будет свой Дворец танца, и мы перестанем быть так зависимы от западных импресарио, от приглашений, - думаю, что будем очень многое себе позволять. Не все понимают степень нашей зависимости, и - насколько в этой ситуации мы сумели соединить общедоступность и высокий профессионализм. Мы не работаем на потребу, иначе не могли бы выступать в театрах мира на столь высоком уровне.
«АиФ»:- В своих спектаклях вы поднимаете философские, духовные проблемы, заглядываете в глубины человеческой психики. Балет такие задачи никогда перед собой не ставил. Как вы нашли этот особый путь?
Б. Э.: - Я начал сочинять балеты лет в 16. В первой же постановке - по фильму «Путёвка в жизнь» - была драматургия, идея и форма танца, выражающая мои мысли и чувства. Меня всегда волновала способность тела выразить жизнь духа.
Не потерять бренд
«АиФ»:- Вы выступаете в Петербурге мало, зато с началом летнего сезона на самых лучших сценах сомнительные труппы танцуют «Лебединое озеро». Что с этим можно поделать?
Б. Э.: - Когда на сцене «двадцать пять дилетантов», это уже не озеро, а болото. Даже матрёшки и шапки-ушанки, которые продают иностранцам, - более качественный товар. Я не за то, чтобы запрещать. Но за то, чтобы привести это к качественному уровню. Нельзя так пренебрегать маркой «русский балет»! Этот бренд достигнут потом и кровью многих поколений талантливейших людей.
«АиФ»:- Всё-таки русский балет остается лучшим в мире, или это миф?
Б. Э.: - Нам грозит «балетный Ванкувер». Даже ведущим театрам страны не хватает качественных артистов. Производство профессионалов дало сбой.
«АиФ»:- Почему? Хореографические училища ведь работают?
Б. Э.: Первая проблема: падение престижа профессии. Родители уже не отдают в балет дочерей, тем более - сыновей. В советское время артист балета - элита, он выезжал за границу. А сегодня это низкооплачиваемый рабочий класс. Второе - Академии сегодня работают на мировой рынок, в них учатся иностранцы. И наши таланты после окончания уезжают за рубеж: мальчики не хотят служить в армии, потому что потеряют профессию, кроме того, зарплата на Западе выше. Проблема и в том, что развитие балета невозможно без лидеров, хореографов, идеологов. Но за последние 20 лет не появилось ни одного яркого имени! Если бы сегодня были «балетные» олимпийские игры, мы бы проиграли. Но все эти насущные проблемы сегодня даже не обсуждаются.
Вера сохранила нацию
«АиФ»:- В проблемах балета сказывается и общее падение культуры в стране?
Б. Э.: - Атака на культуру со стороны ТВ, СМИ, Интернета уничтожает духовный потенциал, который был заложен не только в царское время, но и в советское. Вера в идеалы, моральные ценности сохранила нацию, а без них наступает безвременье. Церковь, творческая интеллигенция стараются противостоять тому урагану негатива, который несется на молодое поколение, но это по силам только государству.
У нас сложилась уникальная ситуация: власть хочет и активно призывает к реформам, к новациям, вкладывает в это немыслимые деньги, а низы не хотят ничего. Все погрязли в личных корыстных интересах. А если не будет единения, то ничего не получится, никакие миллиарды не помогут. Германия поднялась после войны потому, что была общая идея: стать цивилизованной страной. На глазах прогрессирует Азия, потому что этого хочет народ. И пока россияне сами не захотят преобразить, изменить страну, выйти из этой грязи, алкогольного мрака - ничего не будет. Народ должен проснуться.
«АиФ»:- А как вы оцениваете положение культуры в «культурной столице»?
Б. Э.: - Я пережил разные времена, и могу сказать, что сегодня для молодых - самый благоприятный период. Не воспользоваться этим грешно, так что - реализуйте себя!