Смольный намерен составить список личностей, память которых нужно увековечить в Санкт-Петербурге, а незаконные скульптуры, портящие внешний вид города, наоборот - снести. В число последних, кстати, могут попасть и чижик-пыжик на Фонтанке, и памятник блокадной кошке Василисе на Малой Садовой.
«Живность» не тронут
Как пояснили в комитете по градостроительству и архитектуре (КГА), с момента основания города по 1996 год в Санкт-Петербурге установлен 621 объект монументального искусства, увековечивающий память о событии либо выдающейся личности, и ещё 517 не являющиеся объектами мемориального характера. Дальше памятники стали расти как грибы после дождя. Основной их объём сосредоточен на территории исторического центра, что до 2008 года закон допускал. С тех пор установка произведений монументального искусства в центре запрещена, за исключением восстановления утраченных. Однако некоторые скульптуры появляются нелегально. Также в комитете считают, что с каждым годом эстетическое качество «новодела» снижается. В монументальном искусстве решили навести порядок и составить примерный список выдающихся личностей, достойных быть отлитыми в бронзе. Кроме того, Смольный планирует демонтаж «бесхозных» монументов.
Проект одобрил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.Однако инициатива вызвала переполох в обществе. Многие уже попрощались с чижиком-пыжиком, блокадной кошкой Василисой и памятником зайцу у Петропавловской крепости. В КГА успокоили - полюбившиеся горожанам и туристам скульптуры никто трогать не собирается. Несмотря на то, что установлены они, по сути, незаконно. Никакого «чёрного списка» монументов пока нет, подготовлены лишь предложения по тем, кого стоит увековечить в первую очередь. На этот случай в центре города опять разрешат установку новых скульптур, но только строго по списку.
Сразу бульдозером - нельзя
Иван Уралов, профессор Академии художеств, заведующий кафедрой изобразительных искусств факультета искусств СПбГУ, считает, что к этой проблеме нужен рациональный, а не эмоциональный подход. Если подходить с точки зрения хорошего вкуса, то в городе можно практически всё снести - останутся лишь 10 шедевров. Так как даже гениальные архитекторы ошибались, и если оглянуться назад, то мы увидим массу скульптур XIX и начала XX веков второстепенного качества.
- Первое, что нужно сделать, - усовершенствовать нормативную базу, которая будет абсолютно непреодолима для проникновения некачественных художественных произведений и случайных имён, - считает профессор Уралов. - В последнее время способ установки памятников стал таков: собирается инициативная группа, как правило, из уважаемых людей, которые желают увековечить не менее уважаемого человека. Нередко связанного с какой-либо национальной диаспорой или отметившегося перед отечеством.
И это всё хорошо, но только памятник они хотят в исторических районах, в полный рост. Идея подкрепляется финансами. И мы становимся заложниками таких инициатив, часто не хватает духа отказать, предложить другие знаки уважения. Во-вторых, нужно провести учёт памятников послеперестроечного времени - оценить их с художественной и содержательной стороны. Попутно выяснить, какие из них стоят незаконно. Сразу бульдозером по памятникам - нельзя, нужно определить достоинства и недостатки, создать рейтинговый список. Худшие если не убрать, то хотя бы перенести.
Хотя лично я бы убрал часть так называемой городской скульптуры: Остапа Бендера с Итальянской, городового с Малой Конюшенной, дворника с площади Островского. Малоинтересных памятников в городе тоже немало, но здесь нужно смотреть, каким личностям они поставлены. К примеру, памятник когда-то жившему в Петербурге первому греческому президенту Иоанну Каподистрии (около концертного зала «Октябрьский») имеет сомнительную художественную ценность. Но сам Каподистрия - человек, безусловно, великий. Бульдозером его тоже нельзя.
На Блока нет денег
- Что касается великих, которых стоит увековечить в первую очередь, то, на мой взгляд, это Александр Блок. По великолепному проекту архитектора Ротанова, одобренному всеми советами и комиссиями, - продолжает Уралов. - Даже найдено подходящее место - на углу Английского проспекта и улицы Декабристов, но на Блока нет денег. Есть два прекрасных проекта памятника Иосифу Бродскому архитектора Романовского, но в обоих случаях в установке отказывал КГИОП. И это нелогично: первый вариант должен был появиться на набережной Невы у Горного института, второй - на Преображенской площади. Никому бы они там не помешали. Сегодняшняя памятная табличка на доме Мурузи масштаб личности Бродского никак не отражает.
Нужен городу монумент Фёдору Шаляпину, который не могут установить уже больше 20 лет в Александровском парке, где даже воздвигнут закладной камень. В список стоит включить и памятник адмиралу Ушакову, на который также всё не могут собрать денег.
Есть отличный проект мемориала советскому историку и этнографу Юрию Кнорозову, расшифровавшему письменность майя. Нашёлся даже человек, готовый это профинансировать, но вновь всё затянулось на годы. Вот и получается, что Остап Бендер в центре города стоит, а Бродскому и Шаляпину места не нашлось.
Надоела - убрали
- Список тех, кому стоит ставить памятники, - абсурд, - говорит Олег Паченков, программный директор института урбанистики «Среда». - Во-первых, памятники не всегда надо ставить «кому», во-вторых, регламентировать их содержательно - на мой взгляд, странно и вредно. Инициатива по поводу городской скульптуры вполне может, и даже должна, исходить снизу. Навязанные сверху памятники - пережиток тоталитарной эпохи. Я бы предложил временные городские скульптуры. Не понравилась, или развалилась, или надоела - убрали. Но появляться должны очень разные формы! Я сомневаюсь, что в списке «наверху» появился бы памятник коту на Малой Садовой... Или, например, замечательная на мой вкус скульптура двух птиц у Финляндского вокзала на пешеходном Финском переулке.
Чайковского - в Купчино
Феликс Романовский, художник-архитектор:
- Я рад, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Замучили город этим законом об охранных зонах, согласно которому в центре Петербурга нельзя поставить даже памятник Чайковскому! Все разводят руками, говорят, ставьте в Купчино. Это же издевательство. Хорошо, в 2001 году Тургенева на Манежной площади успели поставить. Когда принимался этот закон, нужно было сразу сделать оговорки, создать список личностей, памятники которым можно устанавливать в историческом центре. Сейчас же нет места ни Ушакову, ни Бродскому. Наш проект памятника Иосифу Бродскому выиграл грандиозный конкурс, в котором участвовали даже австралийцы, прошёл все комиссии. Но оказалось, что какое бы место нам ни предлагали - везде нельзя. Мой Бродский погиб из-за этого дурацкого закона. Что касается сноса «неэстетичных» памятников, то я против. Рвоту они не вызывают, недоумение - да. Пусть стоят. Есть, например, несколько бюстов лётчика Чкалова, ну и что. Пусть будут, земли много.
Эстетика снижается
Владимир Григорьев, председатель КГА:
- В период с 1991-го по 2009 год (18 лет), до вступления в силу действующего порядка установки монументов, в городе появилось 50 произведений, с августа 2009-го по декабрь 2014 года (5 лет) - 36, в этом году должны установить ещё пять. Зачастую инициаторы установки обращаются в КГА с предложением определить возможное место для уже изготовленного произведения, что недопустимо. Эстетическое качество объектов в последние годы снижается. При этом значительное количество монументов в городе продолжает появляться несанкционированно. И сегодня отсутствует правовой механизм по их демонтажу.
В то же время до сих пор не увековечена память о многих выдающихся деятелях, жизнь которых тесно связана с Северной столицей. Примерный перечень, подготовленный КГА, планируется доработать с участием комитета по культуре, при содействии Общественной палаты СПб, КГИОП и ЗакС. Специалисты также определят места их возможной установки.
Кого хотят увековечить в центре города? (список КГА)
- Поэты: Александр Блок, Иосиф Бродский, Николай Гумилёв;
- Писатели: Владимир Набоков и Лев Гумилёв
- Художники: Михаил Врубель и Архип Куинджи
- Архитектор Огюст Монферран
- Композиторы: Игорь Стравинский и Пётр Чайковский
- Конструкторы: Александр Можайский и Игорь Сикорский
- Балерина Анна Павлова