aif.ru counter
203

Художники или вандалы? Где в Петербурге можно посмотреть лучший стрит-арт

Граффити как искусство, стрит арт – как высокий стиль

21 апреля в Каменноостровском театре БДТ определены победители Премии им. Сергея Курехина за 2018 год. В этом году работа уличного художника Павла Каса «С Новым годом, товарищи» признана лучшей в номинации «Искусство в общественном пространстве», кроме этого стрит арт заявлен в номинациях «Лучший кураторский проект», «Лучший фестиваль», «Лучший текст о современном искусстве». Включив уличные работы в лонг-лист наравне с работами галерейных, известных художников, Премия Курехина словно стирает границы между академической живописью и андеграундом. Представляем Вам самые яркие стрит арт проекты, номинированные на Премию Курехина, чтобы Вы могли составить собственное мнение о том, является ли стрит арт вандализмом и может ли уличная картина считаться произведением искусства.

Уличная философия постмодернизма

Уличный художник Иван Тузов в Перми на бетонном заборе создал картину «В будущее»: огромный вагон, в нем сидят люди, кто-то бежит, надеясь вскочить в последнюю дверь, но этот поезд никуда не поедет. Вагон отцеплен. Герои этой картины похожи на известных российских деятелей, а сам поезд, который едет не в будущее, а застрял в каком-то сером безвременьи,- прямая аллегория на локомотив революции, символ советской российской истории 20 века. Куда привела нас эта история? На пермской окраине это постмодернистское высказывание выглядит особенно резонансным. 

К сожалению, стрит-арт из полулегального протестного художественного жанра превратился в дворовые соревнования по малярным работам
К сожалению, стрит-арт из полулегального протестного художественного жанра превратился в дворовые соревнования по малярным работам Фото: Центр Курехина на Лиговском, 73

Лучший текст без текста

Институт исследования стрит-арта в прошлом году издал книгу «Буфангард». Это - альбом с фотографиями тегов и граффити. Все граффити каталогизированы и систематизированы. Текста в альбоме нет, но ведь граффити -  это и изображение, и текст одновременно. Вполне вероятно, что «Буфангард» – это одно из первых больших исследований петербургского граффити, указывающее на необходимость изучать надписи на стенах домов как новый жанр современного визуального искусства.

Нелегальный фестиваль

Последнее время в России появилось множество так называемых фестивалей стрит-арта, которые за фестивальной формой скрывают лишь стремление красиво оформить городское пространство. И стрит-арт из полулегального протестного художественного жанра превратился в дворовые соревнования по малярным работам. В противовес официальным проектам в Екатеринбурге прошел несанкционированный фестиваль стрит арта «Карт-Бланш». В город самостоятельно приехали художники из разных городов и в течение нескольких дней создавали нелегальные работы на те темы, которые интересны именно им, а не заказчикам в лице организаторов псевдо стрит арт фестивалей. Кстати, никаких конфликтных ситуаций не произошло. Не даром Екатеринбург считается столицей российского стрит-арта.

Граффити в галерее

Игорь Яновский в своем проекте «Что это за маленький сыч?» расписывает галерею целиком, покрывая все поверхности странными графическими структурами, перенося стрит арт в выставочное пространство. Кажется, что в своей работе художник ставит не столько вопрос о сыче, сколько о том, как уличное искусство может существовать внутри галереи. Должно ли оно там существовать, если должно, то в каких формах. 

Споры о том, что такое стрит-арт до сих пор продолжаются.
Споры о том, что такое стрит-арт до сих пор продолжаются. Фото: Центр Курехина на Лиговском, 73

Стрит арт и памятники архитектуры

Петербургский художник Стас Багс озвучил свое художественное высказывание в Нижнем Новгороде, где под угрозой исчезновения памятники деревянного зодчества. Старинные дома разрушаются, а на их месте возникают новостройки. Багс существует в двух ипостасях – и в галереях выставляется, и на уличных стенах рисует. Он выбрал самую модную и престижную галерею города и соорудил в центре выставочного зала сарай, созданных из обломков старинных домов. Этот «новый дом» расписали нижегородские стрит артисты. Ироничное и смелое художественное послание нашло отклик среди нижегородцев и вызвало большой общественный резонанс. Искусство порою звучит убедительнее, чем лозунги и тысячи слов.

Художники или вандалы

Сразу после Нового года другой петербургский художник Павел Кас нарисовал в зашитом дверном проеме петербургского дома новогоднюю картину, которую сразу же закрасили коммунальные службы. Но фото это работы попало в Интернет, было растиражировано в соцсетях и вызвало большой резонанс. Спустя несколько дней горожане сами восстановили рисунок. И тут зарождается полемика на тему искусства и вандализма, актуальная в контексте законов о легализации стрит-арта, которые сейчас рассматривают в Санкт-Петербурге. Случайно ли так совпало или все разворачивается по замыслу художника, нам остается только гадать. Но благодаря подобным инициативам в Санкт-Петербурге появились стены, на которых можно рисовать без согласования. Сегодня наш город – один из первых предпринял попытки социализации и легализации граффити. 

На создание картины может уйти несколько часов.
На создание картины может уйти несколько часов. Фото: Центр Курехина на Лиговском, 73

До 20 мая в Центре Курехина на Лиговском, 73 будет работать выставка работ, вошедших в Лонг-лист. Вы сами сможете увидеть документацию по каждому из проектов, сравнить их друг с другом, а также с другими работами, которые представляют наиболее актуальный и объективный срез современной культуры, составить собственное представление о том, как она развивается. Вход на выставку - до 150 рублей. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах