В Эрмитаж после реставрации вернулся фрагмент древней буддийской росписи. Датированное XI–XII веками «Жизнеописание Будды Шакьямуни» было обнаружено и срезано частями со стены заброшенного пещерного монастыря в 1910 году во время Восточно-Туркестанской экспедиции под руководством Сергея Федоровича Ольденбурга.
Как собщают spbvedomosti.ru, в музее хранятся несколько коллекций, собранных в Восточном Туркестане (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Через эти территории проходила знаменитая сеть караванных дорог, в XIX веке получившая название Великий шелковый путь. Он шёл через ряд оазисов, своеобразная культура которых сформировалась под влиянием Китая, Индии, Ирана. Там и была обнаружена редкая роспись.
Вместе с другими находками её отправили сначала караваном, а затем по железной дороге в Петербург — в Музей антропологии и этнографии. Каждый фрагмент вмонтировали в гипсовые плиты и в 1930-е годы они поступили в Эрмитаж. Древняя живопись пострадала во время блокады Ленинграда — из‑за экстремальных условий хранения, в 1970‑х годах реставрировалась. Современная реставрация продолжалась полтора года.
Произведение, которому около 900 лет, изучали, анализировали, уточняли расположение частей композиции. Реставраторы восстановили сюжетную линию, решили проблемы с состоянием росписи. Они устранили расслоения в штукатурном слое и загрязнения, укрепили основу и грунт с красочным слоем, выровняли тональность. Фрагменты живописи перенесли на новые пенопластовые плиты с учётом верного расположения по сюжету.
«Жизнеописание Будды Шакьямуни» — это отдельные сцены из жизни принца Гаутамы (будущего Будды). Основную сюжетную линию дополняют изображения Будд, монахов и нагов, пляшущих, сидящих и идущих фигур. Тибетский стиль, в котором исполнена роспись, отличают чёткость рисунка и особая интенсивность красок.
Напомним, в Петербурге насчитывается примерно 30 тысяч человек, исповедующих буддизм, а в целом в России последователей этой конфессии не более 1% от всего населения. Это число можно считать условным, поскольку буддизм не требует отказа от других религий и обязательного посещения храма.
В буддизме при всей его аскетичности есть очень зрелищные традиции и ритуалы. Их на Северо-Западе Европы можно увидеть лишь в одном месте – петербургском дацане Гунзэчойнэй.
Построенный в начале XX века, этот храм хранит немало ценностей, среди которых фигура Стоящего Будды и уникальные витражи по эскизам Николая Рериха. Подробнее – в материале spb.aif.ru.

