В Музее железных дорог в Петербурге открыты две выставки – «Метаморфозы: персонажи Стимландии» и «Тела, превращенные в формы Новые». Первая посвящена превращениям в стимпанке и ресайклинг-арт. Вторая показывает, какие метаморфозы происходят с техникой и отжившими материалами цивилизации.
Мир, в котором правит техника
Железнодорожный музей предлагает посетителям по-новому посмотреть на окружающий мир и цивилизацию, в которой царит техника.
Направление научной фантастики как «стимпанк» возникло в 1980-е годы и возродило мечты о паровой энергии XIX века. В искусстве оно стало частью техно-арта, где главными героями альтернативной реальности стали механизмы, работающие на пару.
«Петербургский художник Андрей Сикорский представил такие арт-объекты, как стимпанк-матрёшка, паровоз, паромеханический робот и кузнечик, - рассказывает старший научный сотрудник музея Наталья Бельдинова. – Его работы выполнены с элементами другого направления в искусстве – ресайклинг-арт».
Это искусство основано на превращении старых и ненужных предметов быта в новые арт-объекты. Обычные бытовые вещи стали подспорьем при создании «персонажей Стимландии». Так, дверцей дымовой коробки паровоза стала деталь от швейной машинки.
«Мне всегда было интересно делать ассамбляжи и скульптуры из старых, выброшенных вещей, - описывает свое искусство Андрей Сикорский. - Из смятого ведра, обработанного прибоем, получается железная рыба, а из армейской фляжки, парикмахерской машинки и зонтичных спиц - странное насекомое. С помощью фантазии и набора инструментов создаётся мир, населённый забавными и необычными персонажами».
«Мы перестали обожествлять механизмы»
На второй выставке можно узнать, как художественными средствами дать вторую жизнь ненужным вещам и придать им новый смысл, как показать идею движения в статичном зале. Результатом разных экспериментов художников становятся новые формы.
Художник-монументалист Артемий Родионов показал большие подстаканники, созданные к 175-летию Российских железных дорог. Эти кинетические скульптуры – неизменный символ пассажирского быта, покачивание скульптур при соприкосновении создает иллюзию пребывания в поезде. Четыре скульптуры художника посвящены ритуалу чаепития в российских пассажирских поездах. Подстаканники Артемия Родионова – это времена года: «Весна. Май», «Лето. Стоянка две минуты», «Осень. Красная стрела», «Зима. Золотые рыбки».
Для Максима Харлова старые материалы – самый лучший источник вдохновения, поэтому он делает арт-объекты из бытовых вещей. Художник возрождает традиции сельскохозяйственных ремесел, знает историю каждого задействованного предмета и его хозяина. Его скульптура «Пегас» сделана из подручных деревянных материалов сельского быта: ножки старинных стульев, детали ткацкого станка, грабли и косы, ухваты, кочерга, керамические катушки изоляции.
«За сто лет промышленной цивилизации, мы разучились удивляться новым, техническим чудесам, перестали обожествлять механизмы и бояться их», - говорит о своих работах Максим Харлов.
Выставки будут работать до 27 июля.