Примерное время чтения: 7 минут
218

Общая история и общие надежды. В Петербурге впервые прошли Дни узбекского кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Петербург 28/06/2023

В Санкт-Петербурге впервые прошли Дни узбекского кино. Российскому зрителю в течение четырёх дней показывали лучшие работы узбекских кинематографистов. Почти у каждой картины уже есть награда, а некоторые работы были отмечены на международном уровне. Мероприятие было организовано в рамках проекта компании РОСКИНО при поддержке Минкультуры России – «Дни зарубежного кино», – направленного на знакомство широкой российской аудитории с кинематографом стран Азии, СНГ, Африки, Ближнего Востока.

Открыли мероприятие премьерным показом военного фильма «Узбечка», снятым Ташкентской киностудией совместно с Россией и Белоруссией. Получилось символично – пронзительную историю о храброй девушке-снайпере представили 22 июня.

Режиссёр киноленты Акбар Бектурдыев рассказал «АиФ-Петербург», чем фильм может заинтересовать российского зрителя.

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Акбар, что натолкнуло на создание фильма о войне? На эту тему снято немало кинолент, не боитесь, что ваша работа потеряется среди многообразия?

Акбар Бектурдыев: Тема войны – вечная, которая никогда не устареет. До нас об этом снимали, будут снимать и после нас. Могу сказать, что многие режиссёры хотят сделать именно военное кино, хотя такие фильмы очень сложны в производстве. Чтобы избежать ошибок, нужно продумать не только одежды героев, но и обстановку, научить пользоваться оружием. В нашем случае актёров также консультировали санитары, снайперы, пиротехники.

«Узбечка» отличается от остальных фильмов, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне. Мы показываем, как меняется характер юной девушки в условиях войны. 18-летняя Джамиля сбежала на фронт, пытаясь уйти от домогательств председателя колхоза в Узбекистане, и совершенно не понимала, куда она едет. Она знала, что идёт война, но не осознавала, что это такое. Конечно, события на фронте сильно травмируют её: она видит, как гибнут подруги, получает похоронку на своего жениха и в итоге из хрупкой наивной девушки превращается в храброго воина.

До «Узбечки» в кинематографе не было картин, которые бы рассказывали о роли наших женщин во Второй мировой войне. Принято считать, что узбекские женщины  работали только в тылу. Но на самом деле это не так – они тоже шли на фронт, где становились хирургами, санитарками, связистами, снайперами. Прототипом Джамили стали несколько женщин, например, Зебо Ганиева, которая уничтожила больше 120 фашистов и получила немало наград на фронте.

Фото: Предоставлены организаторами Дней узбекского кино в Петербурге.

– Образ сильной и храброй Джамили воплотила достаточно известная в Узбекистане актриса Айсенам Юсупова. Как готовили её к роли?

– Начну с того, что мы очень долго выбирали подходящую актрису – красивых девушек было много, но вот «Джамили» среди кандидаток не попадалось. На эту роль рассматривали даже российских актрис, ведь в Узбекистане есть и светловолосые девушки. Но когда на пробы пришла Айсенам, мы сразу поняли, что нашли нашу «Узбечку».

Помимо таланта актрисы и её готовности пройти спортивную подготовку для роли, для меня, как для режиссёра, была важна натуральная внешность. Всё-таки мы делали военный исторический фильм, там нужна правдоподобность, а не следы ботокса на лице актрисы. Айсенам полностью соответствовала этим требованиям, за исключением одной детали – у неё был татуаж на бровях, и мы несколько месяцев ждали, пока он сойдёт.

Айсенам было непросто – для неё это первый военный фильм, она училась даже носить военную форму, не то что стрелять. Но она настоящий боец, хоть и выглядит очень хрупкой. С ролью она справилась.

– «Узбечка» – фильм интернациональный, большую часть сцен снимали не у вас дома, а в Белоруссии. Было ли сложно находить общий язык с иностранными актёрами?

– До этого я снимал кино совместно с Японией и Индией и понимаю, что такое работать в интернациональной команде.

В целом, киношники понимают друг друга даже без переводчика. С актёрами и операторами из России и Белоруссии работать было легко – это настоящие профессионалы, которые горят своей работой! Любят кино, понимают, что они создают и для чего. А создали мы фильм о том, как наши предки все вместе ковали долгожданную победу.

Справка
Акбар Бектурдиев, узбекский режиссёр, продюсер и сценарист. Родился в Ташкенте в 1986 году, там же окончил ВГИК. Дебютировал в качестве режиссёра в 2009 году. В его копилке боевики, комедии, мелодрамы, исторические фильмы, сказки.

Мнение эксперта: «Вечные темы»

Большой отклик от российского зрителя получила драма «Тенгиз» о мужестве и стойкости женщины, ставшей инвалидом после развода с мужем, – режиссёр показал трогательную историю «воскрешения» главной героини. Отправиться в путешествие по красотам Узбекистана и ближе познакомиться с традициями страны можно было с кинолентой «Волшебная шапочка».

Специалист международного отдела агентства кинематографии Узбекистана Сайoра Худайбердиева:

«Что первым приходит на ум, когда мы говорим узбекистанец? Большая многодетная семья, уважение к старшим, моральные устои. Узбекское кино всегда рассказывало о семейных ценностях, и мы эту традицию продолжаем.

А сегодня ещё и часто обращаемся к своей богатой истории и тем личностям, по которым нашу страну знают во всём мире. Например, прямо сейчас идут подготовки к съёмкам киноленты про Амира Тимура, баходира Ялангтуш – создателя всемирно известного архитектурного памятника Регистан в Самарканде и так далее.

У нас нет современных технологий, которые применяются в кинопроизводстве в некоторых странах. Однако качество узбекских картин хуже не становится, ведь мы говорим о тех ценностях, которые понятны любому зрителю. Тема любви, уважения, морального выбора одинаково трогает как узбекского, так и российского зрителя».

Фото: Предоставлены организаторами Дней узбекского кино в Петербурге.

Планы на будущее

Узбекское кино для россиян не диковинка, а вполне понятная культура, говорит первый заместитель директора Агентства кинематографии республики Узбекистан Шухрат Ризаев:

«Россия и Узбекистан имеют одну историю, общие чаяния, стремления, мировоззрение и взгляды на основополагающие вещи. Мы – те страны, которые сохранили свою духовность, нравственность, а это сейчас то, что теряется на Западе.

Наше кино именно о нравственном выборе человека. Дни узбекского кино будут проводиться не только в столицах (в 2022 году мероприятие состоялось в Москве. – Прим. ред.), но мы также планируем показать картины в Калининграде, Ставрополье и других регионах России. Также Дни российского кино запланированы в Ташкенте, Самарканде, Харезме, Бухаре.

Мы продолжим культурные проекты с Санкт-Петербургом, в планах создать несколько документальных фильмов с «Лендоком». Например, в июле приступим к подготовке проекта, в котором расскажем историю создания самой большой мечети в России (фильм «Мечеть»). Также в планах и проект о возвращении тысячелетнего Корана Усмана на родину. Реликвия много лет хранилась в Петербурге, после чего была перевезена в Ташкент. Творческие группы формируем так, чтобы с обеих сторон были и режиссёры, и сценаристы».

Только цифры
1,9 млн жителей Узбекистана ушли на фронт Великой Отечественной войны добровольцами. К слову, в начале 1941 года в республике проживали 6,5 млн человек; 500 тысяч ленинградцев приняли Ташкент и Самарканд весной 1942 года. Среди эвакуированных была и поэтесса Анна Ахматова; 200 тысяч солдат и офицеров из Узбекистана получили боевые награды и ордена; 301 представитель Узбекистана удостоился звания Героя Советского Союза; 3 тысячи семей Узбекистана взяли на воспитание эвакуированных детей, отказавшись при этом от материальной помощи государства (по данным на август 1942 года).

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах