Так, в эти сентябрьские дни наступил Рош ха-Шана – еврейский Новый год. А представители ряда национальностей, живущих в Петербурге, отмечают этот праздник даже летом. Сколько же раз в Северную столицу проходит Новый год?
Рош ха-Шана – прислушаться к голосу совести
В 2022-м еврейский Новый год, 5783-й, отмечали с вечера 25-го до вечера 27 сентября (с учетом календаря дата плавающая и может приходиться на октябрь. – Прим. ред.). Но привычного шампанского и фейерверков здесь нет. Наоборот – это время переосмысления, покаяния и надежды. Главная задача человека в эти дни – вспомнить обо всем, что случилось, прислушаться к голосу совести, а если есть недобрые поступки – искренне в них раскаяться. Самым ярким событием является трубление в шофар – бараний рог. Это действо глубоко символично. Звуки шофара напоминают об агнце, которого принесли в жертву, что символизирует готовность каждого верующего к самопожертвованию.
В трапезу на стол подается рыба, нарезанная кружками морковь, напоминающая золотые монеты, и круглый хлеб, что еще раз указывает на цикличность времени. Традиционным считается гранат, но в местах, где эти фрукты не росли, их заменяли яблоками. В числе угощений обязательно ставится мед, чтобы наступающий год был сладким. Отсюда пожелание: «Сладкого Нового года!»
Ысыах – энергия на целый год
Два раза, в январе и июне, встречают Новый год якуты. Летом это всегда период с 10 по 25 июня. В это время жители чествуют божество Айыы, пробуждающее природу от сна. В канун Ысыаха якуты разводят огромные костры, вокруг которых затем водят осуохай – ритуальные хороводы. Такие пляски могут длиться несколько дней и ночей, ведь в них хочет принять участие каждый житель улуса. Согласно поверьям, войдя в такой круг, люди заряжаются целительной энергией, которая будет оберегать их весь будущий год. Кульминацией становится ритуал, когда мелкими каплями кумыса обдают деревья, молодую траву и горящий огонь. Этот ритуал символизирует пробуждение всего мира, а также служит своего рода заговором на успех.
Цаган Сар – оставить за порогом все плохое
Буряты тоже отмечают Новый год дважды – в январе и феврале. Когда именно в тот или другой год будет проходить день Белого месяца – Цаган Сар, каждый раз высчитывается по лунному календарю. Проходящее торжество символизирует успешно прожитую зиму, скорое ее окончание и приход весны. Чтобы отметить день Белого месяца правильно, нужно накануне вечером войти в дом, закрыть за собой дверь на замок и мысленно оставить за порогом все плохое, что случилось в уходящем году. Таким образом разум освобождается от негативных помыслов, и к человеку возвращается вера в лучшее.
Чтобы ритуал наверняка сработал, буряты оставляют у порога кусочек льда или веник, тем самым еще раз подчеркивая чистоту своих мыслей. Отмечается Цаган Сар традиционно – за обильной трапезой в кругу семьи. На стол подают мясо, сладости, готовят буузы и национальное мучное блюдо борцок. Борцоки делают из сдобного пресного теста в виде фигурок животных, а затем дарят, что значит пожелание богатства и добра.
Сурхури – кто первый зайдет в дом?
В Чувашии Новый год встречают целую неделю. Зимний праздник Сурхури начинается одновременно со святками и продолжается вплоть до Крещения. Согласно традициям, во время Сурхури нужно гадать, чтобы узнать всю правду о грядущем и подготовиться к нему. Кроме того, полагается чествовать Новый год песнями, танцами и играми. Важной частью праздничной недели являются обряды, которые должны помочь получить хороший урожай и многочисленный приплод скота в теплый сезон.
Накануне Сурхури хозяйки замачивают и жарят горох, а затем обсыпают им молодых женщин и девушек. Также из новой муки и раздробленных семян конопли выпекают маленькие шарики, которые называются «новогодний орех». В домах варят пиво и гороховую кашу, а если приходят гости, первым делом угощают пожилых. Утром для чувашей важно, кто первым зайдет в дом. Если хороший человек – год будет удачным и благополучным.
А если плохой – достатка ждать не приходится.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.