Первое впечатление, когда его видишь, - что попал в другой мир, светлый и совершенный, настолько в нем все продумано, учтено, в высшей степени профессионально. Начиная с вешалки - точнее, с оригинальной архитектуры фойе - и до кресел в зрительном зале, современной сценической аппаратуры, удобной просторной сцены.
«Мусагет». Возвращение
Чтобы убедиться в этом, я приехала сюда за несколько дней до первого представления, посвященного долгожданному торжественному открытию нового сценического пространства Северной столицы. Оно состоялось в минувшую субботу - 16 ноября. Это был грандиозный гала-концерт, с участием юных артистов Государственной балетной школы Берлина, Пекинской академии танца и, конечно, Академии Бориса Эйфмана. Для них, эйфмановцев, создавался этот театр, став воплощенной мечтой знаменитого на весь мир российского балетмейстера.
«Молодые хореографы, которых планируется здесь задействовать, вместе с нашими воспитанниками будут создавать искусство, с одной стороны, продолжающее традиции русской балетной школы, с другой - развивая ее, привнося новое, интересное», - говорит народный артист России Борис Эйфман.
Премьерными для его учеников в новом Детском театре на Петроградской стороне стали одноактный балет «Мусагет», Grand pas из балета «Пахита» - жемчужины мирового классического репертуара и сцена бала на музыку Моцарта из балета Эйфмана «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру».
«Мусагет», поставленный в 2004 году для труппы Нью-Йорк-сити, посвящен выдающемуся хореографу ХХ века Джорджу Баланчину.
«Я погрузился в мир его балетов, был потрясен личностью самого Баланчина и уже не мог освободиться от этого очарования», - рассказывал о своем творении Борис Яковлевич. Сценическая жизнь спектакля была яркой, но относительно недолгой - всего четыре года. И вот теперь он возрожден в обновленной версии специально для нынешнего события. Предполагается, что «Мусагет» займет свое место в афише театра, который в свою очередь станет составной частью уникального балетного комплекса, объединяющего «двух сыновей гармонии» - «алгебру» (общеобразовательную школу) с искусством (балетной академией).
Театр, являясь частью большого учебного комплекса, будет репертуарным. С настоящими, «по-взрослому» поставленными спектаклями. Побывать на которых, сможет каждый желающий. Что тоже своего рода know how. Ведь обычно, когда речь идет о выступлении учащихся, все ограничивается концертными программами - как правило, разовыми. И как прикажете убедиться юному дарованию, что оно успешно осваивает азы мастерства? Где обретать опыт, а с ним уверенность в своих силах?

Для профессионального театра здесь есть все необходимое. В частности, гримуборные, а также прекрасный репетиционный зал, расположенный над концертным, на последнем, восьмом этаже. Просторный, светлый, с террасой, ведущей на крышу, откуда открывается живописный вид на окрестные дома и скверы. В теплое время года - не терраса, а настоящий реабилитационный центр!
Воспользовавшись короткой паузой в репетиции, поговорила здесь с двумя девушками 15-16 лет. Они признались, что с волнением, но и с радостью готовятся к своему, в сущности, дебютному выступлению перед серьезной публикой, все время мысленно «прокручивая» в уме каждое «па».
Обе мои собеседницы, к слову, довольно высокие. Собственно, как большинство воспитанниц Академии танца. Кто-то, наверное, удивится этому, ведь в балете иные ростовые каноны. Недавно завершившая карьеру солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина (рост - 175 см) не раз вспоминала о том, как резко стала расти в последние годы учебы в Вагановском училище, из-за чего была на грани отлучения от любимого дела. Но у психологического театра балета Бориса Эйфмана свои, давно доказавшие состоятельность, критерии.
На сцену!
В зрительном зале театра и на его сцене, не уступающей по масштабам самой знаменитой в нашей стране - Большого театра, накануне торжества шла напряженная работа, связанная с проверкой стопроцентной готовности к празднику. При этом никакой суеты среди технических специалистов, а также будущих участников представления. В гала-концерте, замечу, были задействованы практически все учащиеся Академии. Искусству Терпсихоры в ней обучаются 350 человек. Девочек и ребят примерно поровну. География - вся Россия!

Вот техники включили мультимедийный экран. Размер его впечатляет: 9х12! У Эйфмана он - важная часть спектаклей. Можно сказать, такое же действующее лицо, как и артисты. При этом в случае необходимости может заменить декорации, если те, к примеру, слишком дорогие или монтаж их требует больших затрат времени.
На верхнем, служебном ярусе я обратила внимание на световую и стереозвуковую установки. Обе на сегодня самые современные! Нельзя было не заметить и необычные светильники в виде снежинок: когда они зажигаются, кажется, что к тебе снизошло звездное небо.
Сам театрально-концертный зал Детского театра танца - чистая классика. Общая его площадь составляет 9105 квадратных метров. В нем есть партер, бельэтаж, ложи первого и второго ярусов. При этом зрительный зал небольшой, на 500 мест - удобно и для зрителя, и для исполнителей. Кстати, подобная камерность была присуща театрам российских дворянских усадеб.
После долгожданного открытия нового городского театрального пространства выступать в нем смогут, как предполагается, и другие коллективы - не только свой, академический. Планируется проводить также фестивали и конкурсы с участием детских творческих ансамблей России и зарубежных стран. Причем как любительских, так и профессиональных.
Возводился театр на Введенской улице, 3, в историческом квартале Петроградского района всего три года. По российским меркам - рекорд! Еще в начале 2016-го на его месте был двор с хозяйственными постройками. В Академии хранят видеозапись, на которой запечатлен «проход» по нему первого бульдозера. Работы, казалось, непочатый край! Не всем верилось, что строители справятся так быстро.
Бывший двор превратился в крытый атриум, куда выходят окна нового школьного корпуса, открывшегося для учащихся Академии танца в сентябре. На церемонии в минувшую субботу многоуровневое пространство атриума словно по мановению волшебной палочки превратилось в фойе театра, откуда публика неспешно, в ожидании «третьего звонка», прошла по пологой парадной лестнице в уютные холлы первых двух этажей. А кто-то парадному входу предпочел лестничные марши, «обвитые» вокруг башни с часами (архитектурное бюро Никиты Явейна). И так в дни спектаклей будет всегда.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть