В этнографическом музее Петербурга открылась новая выставка-путешествие. Она посвящена диалогу цивилизаций в регионе Средней Азии и Казахстана. Это путешествие в историю и современность одновременно, возможность проследить, как на евразийском пространстве складывался диалог культур, развивались торговые пути и дипломатия.
На арбе и осле
В экспозиции представлены около 250 памятников традиционной культуры XIX–XX веков из коллекций РЭМ.Здесь и «предметы торговли» – ткани, керамика, войлоки, ковры, кожаная утварь. Показаны и средства передвижения, костюмы, образцы дипломатических даров, атрибуты почитания святых мест.
«Наша выставка построена как путешествие, – рассказала куратор, заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Лариса Попова.–Мы реконструировали то, что было в реальности, и выделили ключевые моменты экономики, культуры, трудовых отношений региона».
Первая встреча – с арбой, символом центрально-азиатских цивилизаций, без которой не обходились ни торговые, ни иные отношения.Её колеса имеют диаметр около двух метров, что позволяло преодолевать с грузом до 600 кг не только бездорожье, но и реки. Известны случаи, когда такую же арбу лошадь тянула вплавь через реку Сырдарью.Сегодня это уникальный экспонат даже для хранителей старины. В Этнографический музей в Петербурге она попала ещё в 60-е годы прошлого века. Задача найти оригинал и заполучить этот символ уходящего мира была настолько сложной, что снарядили специальную экспедицию в Ферганскую долину.
«Далее мы видим ослика – это тоже обязательная примета прежней жизни, – продолжает Лариса Попова. – Он основательно нагружен. На небольших дорогах в кишлаках грузы перевозили как раз на этих выносливых животных, которые были и вьючным,и верховым транспортом. Рядом висят плётки для понукания ослов, так как эти животные имеют свой характер».
Кстати, в Древнем Риме острый шест, которым понукали ослов, назывался «стимул». Часто они были сделаны из металлической цепочки, и когда Средняя Азия вошла в состав Российской империи, власти запретили подобные орудия как негуманные.
Где «Караван-сарай»?
На выставке можно пойти городской улицей, а можно брести по степи. Если выбрали городскую улицу – следующая сцена «Кававай-сарай». Здесь можно было сгрузить товары, взвесить на весах, которые тоже представлены в экспозиции. Показан и пёстрый мир людей, которые сопровождали торговлю – маклеры, менялы, дервиши, просившие подаяние.
Дальше стоит крестьянин – кормилец земли. Её надо было напитать влагой, ведь без воды это выжженные степи. Не случайно каждый клочок орошённой земли ценился на вес золота.Также показаны товары, которые шли на экспорт. В том числе хлопок и сушёный виноград. Даже Европа постоянно требовала «кишмиш», настолько полюбился этот продукт из Средней Азии.
Ещё одна грань жизни – святое место, которых в городах было много. Примечательный факт: женщины тоже могли посещать мазары, так как путь в мечеть им, по сути, был заказан. А если устали, добро пожаловать в чайхану, где с радостью принимали путника, узнавали и с готовностью обсуждали новости. Кстати, посредине стоит тульский самовар, и это неспроста. Чай давно стал интернациональным напитком, который все считали своим, и большие самовары были атрибутом чайханы уже с середины XIX века.
Особая история на Востоке – ковры. На выставке представлен великолепный туркменский ковёр, имеющий сразу несколько важных функций. По словам Ларисы Поповой, в Средней Азии «вся жизнь человека проходила на полу», и то, чем он был застелен, определяло не только комфорт, но и престиж, положение хозяина в обществе.
Сила, власть и прогресс оставались уделом богатых, что показывает фигура городскогои степного аристократа. Представлены очень красивые вещи, где выделяется расшитый золотом халат, конь в дорогом снаряжении. Это тоже было социальным маркером, ведь в Средней Азии мужчины не мыслили себе жизнь без коня. В целом представители аристократии обеспечивали, что называется, «правовое поле» торговли, поддерживали инфраструктуру. Один из знаменитых «Караван-сараев» принадлежал бухарскому эмиру. Также через богатых людей приходили всяческие новинки, мода, произведения искусства, ведь язык вещей в Азии очень тонок.
«Никогда бы не было знаменитого Шёлкового пути, если бы не выстроилась среднеазиатская инфраструктура торговли, – подтвердила Лариса Попова. – С одной стороны в ней принимали участие кочевники, которые двигались по безлюдной на сотни километров степи. С другой – задействованы города, где можно было отдохнуть, заключить сделки, пообщаться, наладить контакты и двигаться дальше».
Рельсы в пустыне
А заканчивается это путешествие во времени железной дорогой. Город и степь сблизились, что подтверждают фотографии 1905 г. Кстати, обилие документальных фотографий, в том числе сделанных легендарным этнографом Самуилом Дудиным,– конёк этой интересной экспозиции. Традиционный мир испытал давление цивилизации, но адаптировался и стал динамично развиваться. И одно из ярких доказательств – среднеазиатская железная дорога, которая за двадцать лет пролеглапо территории Средней Азии, от Каспийского моря до Ташкента.
По сути, рельсы проложили в пустыне. Мало кто верил в этот проект, но фантастика стала реальностью. И уже не надо было везти грузы с большим трудом и риском. Паломникам стало легче передвигаться. В регион пришли представители новых национальностей – армяне, русские, персы, и каждый занял свою нишу, что сохранилась и в XXI веке. Кстати, вокзал в Красноводске (сейчас город Туркмен-баши), построенный по проекту Александра Бенуа, сохранился и сегодня. Дошла до наших дней и армянская церковь. Она разрушается, но есть надежда, что найдутся люди, которые вложат силы, средства и спасут этот памятник.
Экспонаты полностью представлены из богатейшего собрания памятников культуры народов Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея. Выставка продлится до декабря 2023 года.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.