Русский музей - не только крупнейший центр отечественной культуры, но и памятник человеческой щедрости и любви к искусству. Ведь немалая часть шедевров попала в туда в качестве даров. О некоторых из них рассказал кандидат искусствоведения, завотделом живописи II половины XIX - начала XXI веков музея Павел Климов.
Из царской коллекции
«Дарение изначально было принципом, на основе которого комплектовались музейные собрания. Монархи, аристократы, промышленники, сами художники и их наследники безвозмездно передавали отдельные предметы и целые коллекции. Как ради общей пользы, так и ради увековечения своего имени. Большинство музеев возникли именно на основе даров и продолжают пополнять свои собрания за счет жертвователей, довольствуясь минимальной поддержкой государства. Не является исключением и Русский музей.
Датой его основания считается 13/25 апреля 1895 года, когда Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского музея Императора Александра III». Имя Александра III Русскому музею присвоили не случайно: именно этот монарх стал главным вдохновителем нового начинания. Он целенаправленно приобретал на выставках полотна выдающихся русских мастеров, намереваясь в дальнейшем подарить их будущему музею. Среди переданных им были знаменитые «Запорожцы» И. Репина, «Христос и грешница» В. Поленова, «Косцы» Г. Мясоедова, «Дубы» И. Шишкина и другие.
Самый большой из дореволюционных даров был сделан Николаем II (около 250 произведений) и членами императорской фамилии. Они включали полотна В. Верещагина, В. Серова, А. Васнецова, И. Репина, В. Сурикова, которые сейчас являются жемчужинами собрания музея. Вслед за императорской семьей тянулись представители русской аристократии, делового мира, научной и творческой интеллигенции.
Дарители делились на два типа. Одни желали увидеть подаренные ими предметы в музее при своей жизни. Другие, не будучи в силах расстаться с любимыми произведениями, оговаривали их передачу в музей в завещании. Так, в 1904 году из собрания известного музыкального деятеля Митрофана Беляева поступили написанные И. Репиным четыре портрета выдающихся русских композиторов - Глазунова, Бородина, Римского-Корсакова и Лядова.
Иногда судьба произведений складывалась не так, как желал сам даритель. К примеру, директор Петроградского Международного коммерческого банка Яков Савич, подаривший в 1917 году несколько полотен Б. Кустодиева, Н. Крымова, К. Юона и Б. Анисфельда в счет платы за хранение его собрания в годы революции, в итоге лишился всех своих картин. В 1918 году они были национализированы, а позднее перераспределены между Русским музеем и провинциальными музейными учреждениями».
Вернуть на Родину
«С начала 1930-х в стране начал формироваться советский «средний класс». Эту состоятельную прослойку представляли уцелевшие в революционную эпоху «осколки» старой научной интеллигенции, молодая «красная профессура», видные инженеры и врачи, военачальники, представители творческих специальностей, сумевшие сделать при новой власти успешную карьеру. Высокие духовные запросы в совокупности с финансовыми возможностями способствовали их увлечению коллекционированием произведений искусства. В послевоенные годы тенденция усилилась. В Москве, Ленинграде, других городах образовалось немало интереснейших коллекций, часть которых позднее попала в государственные музеи по завещанию или в качестве прижизненного дара.
К числу наиболее важных подарков, сделанных Русскому музею в 1960-1980-е годы, можно отнести коллекции архимандрита Алипия (в миру - Ивана Михайловича Воронова), Григория Левитина и Бориса Окунева. Так, в 1974 году о. Алипий передал музею около 50 полотен, главным образом мастеров XVIII–XIX вв. Коллекция известного врача Левитина включала несколько тысяч произведений живописи и графики, а ученый-баллистик Окунев пожертвовал свыше 350 шедевров виднейших русских мастеров Серебряного века и раннего советского времени.
После начала «хрущевской оттепели», во второй половине 1950-х оживились контакты с соотечественниками, уехавшими на Запад после революции. Некоторые эмигранты «первой волны», увидев позитивные изменения, происходившие в СССР, захотели вернуть на Родину хотя бы часть накопленных ими художественных богатств. Это намерение совпало с началом реабилитации отечественной культуры Серебряного века, а также русского авангарда. Среди экспонатов, пришедших в Русский музей из-за границы, можно выделить дары Юрия Рериха, исполнившего завещание своего отца - Николая Рериха и Александры Томилиной-Ларионовой, второй жены художника Михаила Ларионова. Пополнение коллекции авангарда не прекращается и сейчас. В 2018 году Русский музей получил в дар от Нины Суетиной, дочери художника Николая Суетина, собрание графики и архивных материалов, включающее, в том числе, свыше ста рисунков Казимира Малевича.
Если в СССР основным способом обогащения коллекций были все же госзакупки, то в постсоветское время именно пожертвования стали основной надеждой музеев. В сложившейся ситуации поистине подвигом стал поступок петербургских коллекционеров братьев Якова и Иосифа Ржевских, передавших Русскому музею огромную коллекцию (свыше 500 предметов) живописи, графики и прикладного искусства. В ней представлены работы известных мастеров академической и реалистической школы второй половины XIX столетия, художников Серебряного века и советских 1920-1930-х годов, включая И. Айвазовского, К. Маковского, З. Серебрякову, М. Нестерова, И. Машкова, В. Лебедева.
Первым крупным поступлением в Отдел новейших течений стал дар известных деятелей ленинградского андеграунда Тимура Новикова и Сергея Бугаева, передавших в 1991 году свою коллекцию произведений объединения «Новые художники». Большое значение имел дар известного галериста Марата Гельмана - почти 60 произведений, среди которых работы В. Комара, А. Меламида, О. Кулика и других, во многом определивших лицо современного российского искусства. Ценное собрание работ современных художников подарено немецкими коллекционерами Петером и Ирене Людвиг. Это позволило создать в Мраморном дворце постоянную экспозицию «Музей Людвига в Русском музее», где произведения российских мастеров актуальных направлений экспонируются в окружении общепризнанных мировых классиков XX века - П. Пикассо, Э. Уорхола, Р. Раушенберга, Р. Лихтенштейна, Д. Кунса.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.