Появление в семье новорожденного – событие настолько ответственное, что и в наши дни нередко сопровождается различными суевериями и ритуалами. Многие из них берут начало в древних народных традициях.
Какие народы детей солили и продавали, а какие – не мыли и не стригли, и что из этого до сих пор можно встретить в Петербурге, – разбирался spb.aif.ru.
Нечистота или нечисть?
Пожалуй, одни из самых любопытных и странных традиций, связанных с новорожденными, встречаются у таджиков. В Санкт-Петербурге проживают порядка 12 тыс. представителей этой национальности. Кажется, у всех народов принято удовлетворять гастрономические желания беременных женщин, но у таджиков в этом – особый смысл. Прихотям в еде потакали, так как опасались рождения ребенка с голубыми глазами. Также будущую мать не выпускали из дома в темное время суток, а в последний месяц до родов – даже и при свете дня. Когда ребенок рождался, его пуповину сохраняли в качестве оберега, а самого младенца заворачивали в старую одежду пожилых родственников. Этот ритуал наблюдался у многих народов Средней Азии: так малышу пытались передать долгую жизнь. 40 дней после родов молодую мать и младенца ни на минуту не оставляли одних, а в комнате, где они находились, не гасили огонь. В изголовье роженицы клали предметы, отпугивающие злых духов: Коран, бритву, нож, чеснок или красный перец. Эта традиция дожила до наших дней: некоторые современные семьи подкладывают под подушку младенцу острые вещи.
Гигиена малыша не так заботила родственников, как его сохранность от нечистой силы. Купали детей редко, поскольку считалось, что это задерживает рост, а вымытый ребенок может заинтересовать злых духов. Ногти не стригли до двух-трех лет и тоже со смыслом: мальчику их обрезали над книгой, чтобы рос ученым, девочке руки вымазывали в тесте или муке, чтобы стала хорошей стряпухой. Волосы детям состригали не полностью или не стригли вовсе, если мать собиралась иметь еще детей, что являлось распространенным явлением. И ни один волос, упавший с младенческой головы, равно как и первый выпавший зуб, да и все последующие, таджики не выбрасывали, а надежно прятали или закапывали глубоко в землю. Делалось это из опаски, что при помощи этих атрибутов, попавших в дурные руки, на ребенка могут навести порчу или сглаз.
С плеча старика и собаки
В традициях многих народов было принято одевать новорожденного в старые одежды, чтобы передать ему долголетие.
У киргизов, например, использовались не просто поношенные вещи, а сшитые из старых лоскутов белья старика или старухи – обязательно многодетной. Ритуал усиливали еще и тем, что эту первую рубашку сначала надевали на собаку и только потом на ребенка, чтобы он был здоровым и выносливым. Едва ли кто-то исполняет этот обряд в наши дни.
А вот традиция разрезания пут на ножках младенцев в общих чертах жива и сегодня. Когда ребенок начинал делать первые шаги, киргизы устраивали празднество «тушоо кесуу». Малышу перевязывали ножки шерстяными нитями белого и черного цветов, которые символизировали борьбу двух начал: света и тьмы, добра и зла. Жизнь человека, по представлениям киргизов, состояла как из светлых, радостных дней, так и горестных, поэтому с детства надо быть готовым ко всему. Напротив обездвиженного ребенка становились дети постарше: в основном подростки. Кто первым из них добегал по команде до малыша, тот разрезал на его ногах эти путы. Цель забега – магическим путем сделать так, чтобы ребенок быстрее научился самостоятельно ходить.
В Санкт-Петербурге сейчас проживают более 3 тыс. киргизов. Кстати, это один из немногих народов, у которых практиковались ранние формы сватовства: родители договаривались о будущей свадьбе своих детей на этапе их младенчества, а иногда даже сватали еще неродившихся ребят.
Татары тоже шили своим новорожденным первую одежку из старого, но стремление к долголетию тут ни при чем: считалось, что в этом случае ребенок будет носить вещи бережно, не снашивая. Рубашку эту чисто символически надевали лишь в первые дни, а потом прибирали для последующих детей, чтобы братья и сестры были между собой дружными. Самого же младенца первые три-четрые месяца строго пеленали, чтобы избежать, как считалось, переохлаждения и искривления ножек. Эту традицию практикуют и во многих современных татарских семьях. К слову, сегодня на территории Петербурга проживают более 30 тыс. татар.
Если ранее в семье умирали дети, то новорожденного могли «продать»: бабка-повитуха выносила завернутое дитя на улицу, где оставляла на куче мусора. Тут же младенца поднимала другая женщина и несла к тому же дому, предлагая хозяевам «купить» малыша. После короткого торга новорожденный возвращался родителям. Этот обряд был призван обмануть злых духов – как бы запутать след. Такие псевдопродажи чад, конечно, давно канули в прошлое.
Засолить новорожденного
Основательный подход к детоводству практиковали чуваши. Уже во время беременности женщине запрещалось смотреть на огонь или высыпать из мешка зерно, чтобы ребенок родился со здоровой кожей – без оспинок на лице. А чтобы он был не только красив, но и богат, как только новорожденный появится на свет, его купали в соленой воде, а на дно корыта клали монету. Чтобы малыш был еще и трудолюбивым, оставшуюся после родов плаценту отмывали, прятали в лапоть и закапывали в подполе или в конюшне. Для отпугивания злых духов в колыбель клали острые металлические предметы. Как и у таджиков, эта старая традиция до сих пор встречается в некоторых чувашских семьях. Кто-то символически практикует и «соленье» новорожденных. В Петербурге, по последним данным, проживают чуть более 6 тыс. чувашей.
Хорошая традиция с давних времен осталась у бурят: усыновлять чужих детей, в основном своих родственников, при отсутствии своих. Родных детей так боялись потерять, что при рождении в семье, где часто умирали младенцы, малыша нарекали каким-нибудь неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных: например, Буха – Бык, Шоно – Волк, или обидные прозвища: Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый. В Санкт-Петербурге сегодня проживают порядка 1,5 тыс. бурятов, и едва ли среди них можно встретить кого-то с таким именем.
От застолья до молитвы
Живущие в России, в том числе в Петербурге (около 4 тыс. человек), корейцы любят отмечать традиционные для своего народа праздники. Один из них – Асянди, который приходится на первый день рождения. В старину ему придавали большое значение, так высока была младенческая смертность. И если ребенок прожил год, это был настоящий праздник для всей семьи, на котором собиралась вся родня.
Эта традиция живет и сегодня, как и символический ритуал выбора ребенком своей судьбы. Для именинника «накрывают» стол, но не вкусностями, а различными предметами и простой повседневной пищей. То, к чему первым прикоснется малыш, определит его будущее. Если к рисовому хлебу – то станет банкиром или министром, если к красной фасоли – то чиновником или депутатом. Будущий ученый потянется за книгой, портной или дантист – к ножницам, врач, секретарь или философ – к ниткам. А если малышу суждено стать спортсменом или военачальником, он выберет меч. Традиционный список нынешние родители дополняют современными предметами, и на столе в день Асянди появляются ноутбуки, микрофоны и прочие гаджеты. Говорят, эти предсказания нередко сбываются.
До сих пор придерживаются ряда традиций, связанных с появлением младенца в семье, и турки (их в Петербурге около 1 тыс.). Как рассказал «АиФ» турок Озгюр Айдын, недавно ставший папой, у них принято дарить ребенку и матери золотые украшения. Например, его малышу родственники подарили браслет. Но самый важный обряд – чтение азана и икамата (призывы на молитву) в левое и правое ухо младенца. Это нужно, чтобы божественные слова сопровождали ребенка на протяжении всей его последующей жизни, помогая ему и освещая его путь.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.