В Эрмитажном театре прошёл необычный концерт. В зрительном зале собрались врачи, медсёстры, которые лечат, спасают, занимаются реабилитацией участников специальной военной операции.
Госпиталь в Зимнем дворце
В этот вечер в театр пришли сотрудники Госпиталя для ветеранов войн, Военно-медицинской академии и 442-го военного госпиталя. Перед ними выступил новый камерный оркестр — «Ансамбль 1703» под управлением известного дирижёра Николая Хондзинского. Кроме того, все присутствующие смогли послушать очень содержательную лекцию и посмотреть уникальные архивные фотографии Зимнего дворца.
Ведь место вечера было выбрано не случайно. Именно в Зимнем в период Первой мировой войны по указу Николая II был организован госпиталь для раненых солдат имени наследника — цесаревича Алексея. Его открыли в главных залах, где проходили торжественные церемонии. В Галерее 1812 года, например, хранились бельё и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Здесь же был расположен рентгеновский кабинет. В Николаевском зале находились 200 человек с повреждениями черепа, грудной клетки и позвоночника. В Восточной галерее лежали солдаты с увечьями конечностей, в Гербовом зале — с ранениями брюшной полости, бедра и тазобедренного сустава. Александровский предназначался для тех, кого подстрелили в плечо и спину, а самых тяжелых укладывали в Петровском зале и отгораживали ширмами.
Лазарет был оборудован по последнему слову науки, здесь делали уникальные на тот момент операции, в том числе по нейрохирургии. Там работала и императрица Александра Федоровна, а старшие дочери царя Ольга, Татьяна и Мария являлись сестрами милосердия. Они делали перевязки, самоотверженно ухаживали за ранеными. Госпиталь проработал два года и был расформирован большевиками в 1917-м.
Новый коллектив
Гости вечера с большим интересом познакомились с этими малоизвестными фактами. Созвучной исторической эпохе была и музыка, которую исполнил «Ансамбль 1703». В программе прозвучали произведения композиторов эпохи барокко — Баха, Генделя, Вивальди, Перселла.
«Классическая музыка — часть культурного кода нашей страны. Особое значение она имеет для Санкт-Петербурга. Города, где музыкальная жизнь не прекращалась даже в страшные блокадные годы, — подчеркнул дирижёр Николай Хондзинский. — Более того, именно великая классическая музыка помогала городу жить и побеждать. Она способна, по моему глубокому убеждению, излечивать души, утешать и заряжать энергией тех, кому так нужна. Для меня большая честь презентовать в рамках такого важного и уникального благотворительного вечера новый творческий коллектив — Санкт- Петербургский камерный оркестр «Ансамбль 1703».
Идея организовать такой концерт родилась в благотворительном фонде «Доброе сердце». По инициативе его представителей артисты уже выступали госпиталях, но в Эрмитажном театре — впервые. Поддержал проект и государственный Эрмитаж.
«Возникла идея объединить Российскую империю прошлого века и текущее величие России. Милосердие, помощь, взаимопомощь всегда были национальными чертами нашего народа и сегодняшний день это подтверждает», — отметил директор благотворительного фонда «Доброе сердце» Владимир Петрулевич.
«Концерты в госпиталях очень нужны, потому что они помогают нашим ребятам. Очень нужна моральная поддержка, в том числе со стороны артистов, музыкантов, деятелей искусств и нашим докторам, — уверена специалист по ортопедической помощи Юлия Сюбаева. — Потому что врачи, которые работают в Военно-медицинской академии — это настоящие герои. Они на посту днём и ночью, не зная отпусков и отдыха».
Также фонд подготовил для госпиталей подарок — ступенькоходы, которые позволяют больным и раненым перемещаться по лестницам. Сертификаты в торжественной обстановке были переданы представителям медицинских учреждений.
Творчество даёт свободу
После концерта, который сопровождался овациями, дирижёр Николай Хондзинский ответил на несколько вопросов spb.aif.ru.
— Николай Павлович, вы первый раз выступаете в Эрмитаже с камерным оркестром «Ансамбль 1703». Как оцениваете премьеру?
— Мне очень приятно работать с новыми музыкантами. Репетиционный процесс был короткий, но насыщенный. Главное — удалось собрать под идею музыки барокко людей, которым это очень интересно. Сейчас на больших сценах такие коллективы практически не звучат. Многие соскучились по свободе в творчестве, свободе, которую даёт барокко. Сегодня все сошлось.
— Перед каждым номером вы коротко объясняли смысл той или иной композиции, делали отсылки к Библии. Насколько такой посыл близок современному зрителю?
— Этот формат я уже использовал и получил немало благодарных откликов слушателей. Люди писали, что небольшое вступление необходимо, так как помогает понять, о чём говорится в музыкальном произведении, прочувствовать эмоции. Поэтому решил на вечерах, связанных с просветительской деятельностью, обязательно его применять. Опыт показал, что это помогает восприятию современными слушателями. Даже если они незнакомы с барочной музыкой или вообще далеки от классики.
— Сегодня вашими слушателями были врачи, спасающие раненых защитников, бойцов СВО. Насколько музыка придала им силы?
— Повторю своё утверждение — это музыка, которая лечит души. Давно отмечено, что музыка барокко действует на людей удивительно положительно, позитивно. Даже грустная мелодия воспринимается светло, а сегодня этого так не хватает. Надеюсь, что мы будем выступать в Филармонии, концертном зале Мариинского театра. Также надеюсь, что Валерий Абисалович Гергиев, который поддержал мой московский оркестр десять лет назад, сейчас тепло воспримет рождение нового коллектива в Петербурге. У нас немало планов и хочется верить, что они сбудутся.