(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
306

Чем похожи Меншиков и Собчак? Оба сыграли важную роль в истории Петербурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты - Петербург 07/06/2023
Белорус Александр Меншиков руководил строительством Северной столицы, а белорус Анатолий Собчак вернул городу историческое имя.
Белорус Александр Меншиков руководил строительством Северной столицы, а белорус Анатолий Собчак вернул городу историческое имя. АиФ

Русское Географическое общество запустило цикл лекций «Многонациональный Петербург», который будет вести сценарист документального кино, историк города, экскурсовод и автор проектов «ПитерБрод» и «Петербург снаружи и с изнанки» Оксана Андреева. Речь в лекциях пойдёт, в том числе, и о том вкладе в создание и развитие города на Неве, который вносили представители различных народов, живущих на всём большом постсоветском пространстве.

Кто и как строил Петербург, и почему шутка о национальности петербуржец не совсем шутка, нашему изданию рассказала сама Оксана Андреева.

Волей Петра

Сергей Хорошавин, SPB.AIF.RU: С чего начинается ваш цикл лекций, и каким темам он будет посвящён?

Оксана Андреева: Первое презентационное выступление состоялось 2 июня – это была короткая лекция на 45 минут. По сути, просто некое введение в тему. Позже, уже осенью, я представлю более содержательные выступления, возможно, совмещённые с прогулками по городу, чтобы все интересующиеся темой могли бы своими глазами увидеть те места и объекты, о которых я буду рассказывать. Тема же лекций – «Многонациональный Петербург», и речь в них пойдёт, конечно же, о том уникальном вкладе, который внёс каждый из множества народов нашей страны, а также выходцы из стран Европы и Азии в создание города на Неве.

– Есть представление, что Петербург изначально, с первых дней своего существования, был городом интернациональным. Насколько оно верно?

– Это правильное представление, согласующееся со всеми известными историческими фактами. Мало того, что город возник не на пустом месте – по берегам Невы проживали и славяне, и финно-угры, так ещё и Пётр Первый, начав возводить столицу империи, требовал присылать сюда работников со всех концов тогда уже многонациональной страны. Сохранилось безапелляционное послание 1709 года, адресованное царём Ф. М. Апраксину: «Потрудитесь, дабы будущею зимой татар, черемис и мордвы выслать тысяч пять в Петербург на перемену первым». Имелась в виду своеобразная ротация рабочих, которые трудились на возведении Петербурга, как бы это сказали сейчас, вахтовым методом. Да и российская армия всегда была многонациональной. Практически сразу после основания Петропавловской крепости возле неё появилась Татарская слобода, где селились мусульмане по вероисповеданию – одни из первых жителей Петербурга.

Основную массу из них составляли, конечно, татары – отсюда и название, но селились рядом с единоверцами и представители иных исламских народов. При этом общеизвестный факт, что в строительстве и обустройстве города с самых первых дней активно участвовали и выходцы из Европы – Пётр создавал северный Амстердам и приглашал в Россию голландцев, немцев, англичан, французов, предлагая очень приличное жалованье. Что было вполне логичным. Царь хотел, чтобы Петербург выглядел как европейский город, поэтому ему были нужны европейские архитекторы и инженеры.

Судить по делам

– А были ещё какие-то специалисты, получившие от Петра адресное приглашение, но не из стран Европы?

– Да, и по-своему это очень знаковая история. Пётр Первый рассчитывал, что Петербург станет транзитным пунктом для торговли между Западом и Востоком, на чём и разбогатеет, и для развития подобной трансграничной торговли ему были необходимы люди, умевшие вести дела и в Европе, и в Азии. Поэтому нет ничего удивительного, что взгляд императора упал на оборотистых армянских купцов, которых он всячески привечал. В указе Петра I от 1711 года дословно сказано: «Персидский торг умножить, и армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Более того, чтобы выгода переезда в Петербург была для предпринимателей очевидна, вводилась и специальная торговая льгота, а именно – «с алмазов и со всяких разных камней и с жемчугу, который будет у них армян в привозе, пошлин не имать». В результате, по подсчётам историков, до 80% торговых сделок в то время проходили через армянских купцов. Поэтому неудивительно, что появление достаточно обширной армянской диаспоры в Петербурге датировано уже 1710 годом.

В общем-то, эта история – типична для Петра. Императора мало интересовали национальность, происхождение и даже – что удивительно для того времени – вероисповедание того или иного человека. Гораздо важнее были деловые качества. Взять, к примеру, самого успешного и известного из «птенцов гнезда Петрова» – первого генерал-губернатора Петербурга Александра Даниловича Меншикова. То, что он был из самого простого люда и в детстве торговал на базаре пирожками с гнилой зайчатиной, это всё-таки миф, который распускали его недоброжелатели (а их у самого могущественного человека в империи после самого царя было очень много). Однако то, что Меншиков не принадлежал к родовой боярской знати – общеизвестно. Как писал А. С. Пушкин в своей неоконченной «Истории Петра Великого», скорее всего, Александр Данилович был потомком белорусского (литовского) шляхтича, выходца откуда-то из района Орши в Витебской области современной Белоруссии. Это делало незазорным для царя с ним якшаться. Хотя, конечно, при всём том Александр Данилович действительно был малообразованным и никаких родовых прав на занятие при царе сколько-нибудь высокой должности не имел – всего, что у него было, он добился своими личными качествами.

Кстати, заметьте, как любопытно иногда шутит история – первым руководителем Петербурга был выходец с территории современной Белоруссии Александр Меншиков, и первым мэром города на Неве, при котором ему вернули историческое название, стал Анатолий Собчак, корни которого тоже уходят в те места. Да и вообще, белорусы, в силу географической близости, всегда играли очень важную роль в истории нашего города.

Студенты и учёные

– Вы назвали несколько источников, так сказать, пополнения интернационального состава Петербурга во все времена – это и трудовая миграция, и солдаты, и купцы, и различная знать. А были ли ещё подобные потоки?

– Наверное, один из самых мощных возник после того, как Петербург стал образовательным центром огромной многонациональной империи. В петербургские университеты ехали учиться молодые люди со всей страны. По сути, если мы посмотрим биографии большинства известных российских учёных, представителей сферы культуры, политиков и общественных деятелей XIX – начала XX веков (независимо от национальности), то у большинства из них обязательно найдётся в жизни свой собственный «петербургский» период. Иногда доходит до забавного – к примеру, сразу после распада СССР и получения независимости в Эстонии напечатали собственные деньги, и на купюрах были изображены известные эстонские деятели, составляющие национальную гордость страны. Практически все они, как выяснилось, в своё время закончили Петербургский университет. Только этот маленький штрих позволяет понять, какое значение имел наш город для всей огромной страны, и, разумеется, объясняет, почему на улицах Петербурга всегда звучала и звучит многоязыкая речь.

В советское время в ленинградских вузах также учились студенты всех национальностей – и армяне, и азербайджанцы, и узбеки, и таджики, и киргизы, и туркмены, и, конечно, казахи с белорусами. Многие так и оставались жить и работать в городе. И это культурное и национальное смешение приводит к тому, что фраза «национальность – петербуржец» уже звучит не только как шутка, но и как часть самоидентификации горожанина.

– Но, наверное, многое всегда зависело и от позиции власти?

– Вы правы. В истории России периоды открытости иногда сменялись временами, когда страна закрывалась. Тогда, к сожалению, могли обостряться и внутринациональные взаимоотношения. Однако в целом городская власть чаще демонстрировала веротерпимость. Так, в 1913 году в Петербурге в присутствии эмира Бухарского и хана Хивинского была открыта большая Соборная мечеть, и в этом же году прошли первые буддистские церемонии на месте строительства крупнейшего в Европе дацана (официально был закончен в 1915 году). Да и вспоминается отзыв писателя Александра Дюма-старшего, побывавшего в Петербурге и с восхищением констатировавшего после прогулки по Невскому проспекту, что ни в одном европейском городе вы не найдёте такой демонстрации веротерпимости – когда на главной улице главного города страны стоят недалеко друг от друга храмы различных конфессий.

– И в то же время нельзя, к сожалению, сказать, что при такой истории и традициях в Петербурге совсем нет места проявлениям межнациональных конфликтов. Как этому можно противодействовать?

– Мне кажется, только просвещением. Люди должны знать историю своих предков, знакомиться с культурой и традициями других народов, учиться уважать себя и окружающих. И те лекции, которые я читаю в рамках проекта, являются частью этой большой, сложной, и в то же время очень интересной работы по познанию окружающего мира.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах