В обмен на Евангелие
Власти России и Сербии договорились об обмене культурным достоянием двух стран: в середине лета Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соответствующего соглашения. Согласно документу, Москва передаст Белграду 166-й лист Мирославова Евангелия, а взамен получит семь картин Николая Рериха. Известно, что их всех отправят на родину знаменитого художника и философа: четыре в Петербург, где полотна разместят в музее-институте Рериха, три - в Ленобласть. В пресс-службе 47-го региона сообщили, что привезут два эскиза костюмов к прославленной опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и полотно «Деревня Берендея».
«У нас будет две площадки, где смогут находиться работы Рериха: Музей-усадьба Рериха в Изваре и Музей Римского-Корсакова в Тихвине, - рассказал губернатор 47-го региона Александр Дрозденко. - Кроме всего прочего, это еще и перекрестные туристические маршруты, абсолютно новые точки культурного туризма в Ленинградской области большого федерального значения».
Но не только российская сторона предвкушает будущий обмен. Белград десятилетия ждал возвращения древней кириллической рукописи. Мирославово Евангелие - древнейший кириллический памятник сербской письменности (датируется ок. 1180 г. - Ред.), но и документ, на копии которого дают клятву президенты Сербии. Есть сведения, что лист сербского Евангелия в Россию в середине XIX века привез из афонского монастыря архимандрит Порфирий.
Картины же Рериха оказались в Сербии случайно. Известного на весь мир русского мыслителя сербы попросили отправить им картины для выставки. Николай Константинович собрал полотна славянской тематики и передал в Европу - на некоторое время. Но вскоре началась Вторая мировая война, и про них забыли…
Почему в Извару?
Работы, которые привезут в Ленинградскую область, имеют большое культурное значение. Как объяснила директор Музея-усадьбы семьи Рерих «Извара» Ольга Черкасова, постановка «Снегурочка», к которой художник создавал костюмы, в свое время стала настоящей сенсацией:
“И Римский-Корсаков (автор оперы и либретто к ней по одноименной пьесе А. Островского. - Ред.), и сам Рерих считали, что в сказке про Снегурочку зашифрованы важные для нашей страны символы, взаимодействие разных культур, отсылки к Востоку, шаманам, Византии».
Рериху удалось создать особенный образ снежной девушки, совершенно отличный от классического. Публика восхитилась новым прочтением сказки, в портрете героини нашли даже иконописные мотивы, которые в то же время сочетались с сибирскими орнаментами. Снегурочка понравилась ценителям оперы, а модницы перенимали у нее некоторые элементы стиля.
Передача работ Рериха в музей «Извара» тоже не случайна - именно здесь, в 120 километрах от Петербурга, мистик провел немало времени. В раннем возрасте врачи рекомендовали маленькому Николаю из-за проблем с легкими как можно чаще находиться на свежем воздухе, и родители вывозили мальчика в семейную усадьбу, находившуюся в деревне Извара. Тут Рерих начинает знакомиться с археологией, занимается исследованиями эпоса, пишет картины и свои первые статьи, посвященные флоре и фауне. Даже будучи в Индии, философ вспоминал Извару, мечтая вернуться.
«В Изваре произошло становление Рериха, - продолжает Ольга Черкасова. - Действительно, это был человек энциклопедических знаний. Не зря современники называли его Леонардо да Винчи XX века».