Примерное время чтения: 4 минуты
216

Федор Бондарчук: «На «Обитаемом острове» мне снился отец»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и Факты - Петербург 14/01/2009

- Федор, почему вы остановили выбор на этом романе?

- Я с детства обожал Стругацких, и когда продюсер Александр Роднянский как-то попросил меня обратить внимание на этот роман, я ответил, что прекрасно его знаю. Но когда я прочитал произведение с точки зрения постановки, как режиссер, я ужаснулся. Экранизация казалась мне нереальной.

Нужно было создать фантастический мир планеты Саракш, спроектировать здания и костюмы, устроить танковую атаку во время ядерной бомбардировки, сделать космические корабли, цеппелины, белые субмарины, управляемых голованов, немыслимое количество велорикш, собрать 16 автомобилей, 18 танков и прочих единиц боевой техники, сшить гвардейскую форму, 3000 костюмов, 400 пар обуви и так далее, и так далее. Этот мир наводнен огромным количеством предметов и деталей, и все это необходимо было материализовать.

- Фильм вряд ли дословно воспроизводит текст романа?

- Мы старались быть как можно ближе к тексту. Но как режиссер я сделал акцент на быструю, почти калейдоскопическую смену событий, на стремительное погружение в мир неизвестной планеты, на изменение характеров персонажей и прежде всего - на мироощущения главного героя Максима.

- Как выбирали актеров?

- Кастинг шел долго, потому что актерский ансамбль картины «Обитаемый остров» очень большой. Мы никак не могли найти актеров на главные роли - Максима и Рады. Даже утвердили одну актрису на роль Рады, но позднее появилась Юля Снигирь, которая по масти - она брюнетка - подходила больше. Мы вообще сделали Саракш миром брюнетов - людей, живущих без солнца, тогда как наш главный герой Максим - пришелец, блондин, загорелый, белозубый, двухметрового роста. Такого парня мы долго не могли найти. Все в мире кино уже знали, что Бондарчук ищет какого-то фантастического героя, человека выдающихся внешних данных. И вот буквально за месяц до начала съемок нашему кастинг-директору позвонил Игорь Золотовицкий - актер и педагог из Школы-студии МХАТ. Он сказал, что, кажется, нашел нам героя. Впервые я увидел Василия Степанова, когда тот стоял спиной. Поразили огромный рост, широкие плечи, осиная талия... Я попросил его повернуться и увидел невероятное лицо. Мы включили камеру, Василий сел на стул, улыбнулся, взяли крупный план и - решение было принято.

Роль Максима стала для него дебютной. Он только поступил в театральное училище, у него и возможности-то не было работать перед камерой. Но все сложности были с успехом преодолены.

- Кто-то из актеров попал на проект без проб?

- Да, Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Леша Серебряков, Михаил Евланов, Аня Михалкова и... Федор Бондарчук. Я с самого начала знал, что троицу молодых, пока еще не известных широкой публике актеров будут обрамлять мастера.

- Для вас было принципиально самому сыграть в «Обитаемом острове»?

- Дело в том, что вместе с художником по гриму Дмитрием Кирилловым мы придумали такой образ, который очень захотелось воплотить на экране. Так что Прокурора по прозвищу Умник я сыграл намеренно, и на сегодняшний день это моя лучшая роль в кино.

- Многие актеры после съемок увозят что-то на память из реквизита, из вещей своих героев. Что вы увезли с планеты Саракш?

- Я увез сгоревший компендиум от кинокамеры. Это такая заставка, которая защищает объектив от попадания прямых солнечных лучей. В один из последних дней работы - а мы снимали в основном в Крыму - в сцене взрыва не рассчитали со взрывчаткой. Взрыв получился такой силы, что целлофаны, которые закрывали камеру, полностью ее оплавили. Так вот компендиум с оплавленным целлофаном я и увез с собой в Москву. И конечно хлопушку.

- Наверняка происходили еще какие-то невероятные истории?

- Да, как-то снимали падение колонны, каскадеры не смогли сработать синхронно, и на нас, на всю группу, пошел восьмидесятиметровый кран. Он оторвался на 2 метра, но потом все-таки встал на свое место. Было чудовищно страшно. Все это время работали камеры, которые снимали фильм о фильме и запечатлели происшествие. Так вот когда мы отсмотрели видеоматериал, поняли, что родились в рубашке.

- У режиссера Бондарчука есть ритуалы, приметы?

- Как и все съемочные группы, мы разбиваем тарелку и собираем от нее кусочки на память. На съемочной площадке не лузгаем семечки, не играем в какие-то игры. После работы - пожалуйста: футбол, волейбол, баскетбол, арбузы, да что угодно.

- Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с отцом?

- Я счастлив, если такие параллели возникают, потому что картины, которые снимал отец, - гигантские по сложности и высокодуховные по содержанию. Я работаю в кабинете отца и чувствую его присутствие. Он мне снился, когда мы снимали «Обитаемый остров», так же как снился на «9-й роте».

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах