Как Алиса Фрейндлих встречает своё 91-летие?
Великая, выдающаяся, легендарная — так сегодня говорят о ней, и это оправданно. Алиса Бруновна, которой сегодня, 8 декабря, исполнился 91 год, выходила на сцену вплоть до этого сентября. Она исполняла одну из главных ролей в полюбившемся зрителям спектакле «Лето одного года», где играла вместе с ровесником — Олегом Басилашвили — и дочерью, Варварой Владимировой. Но, как Олег Валерианович заявлял журналистам, «Алиса Бруновна категорически отказалась дальше работать... не сможет дальше по ряду причин, в том числе медицинского характера».
Несмотря на это, Фрейндлих бодра и активна. Коллектив «АиФ» от всей души поздравляет её с днём рождения и желает долгих лет жизни!
А также вспоминает, как актриса, игравшая сначала эпизодические роли и считавшаяся некрасивой, поднялась до вершин мастерства, став одной из ярчайших звёзд театра и кино.
Родилась на Исаакиевской площади
Алиса появилась на свет в Ленинграде. Её мама, Ксения Фёдоровна, проработала всю жизнь бухгалтером, но любила выступать и участвовала в самодеятельности. Отца будущей артистки, Бруно Фрейндлиха, она встретила на драматических курсах Театра рабочей молодёжи. Он был выходцем из немецкой семьи художников-стеклодувов, которые поселились в России ещё при Петре I. Он и предложил назвать вскоре появившуюся дочь Алисой.
«Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь», — вспоминала Фрейндлих, которая ещё ребёнком начала напевать песни и изображать из себя артистку.
Когда началась война, ей было шесть.
«Нас спасла бабушка Шарлотта. В самую тяжёлую зиму 1941–1942 гг. она установила в доме жёсткую дисциплину: не позволяла нам выкупать хлеб вперёд, съедать его раньше времени, — вспоминала Фрейндлих. — Выдавала нам, детям, еду строго по расписанию. Мне было 7 лет, брату — 5, а сестре меньше года.
Спустя столько лет я помню, как сидела на полу, смотрела на стрелки часов и просила их идти быстрее. Настолько была голодной. Смотреть, как сегодня выбрасывают еду, я не могу. Тем, кто не знает, что такое война, не понять, что простая крошка может спасти жизнь».
«Ты — мелкая»
После войны семья на некоторое время уехала в Таллин, в 1948-м вернулась, и Алиса вновь поступила в родную школу. Там работал театральный кружок по руководством знаменитой Марии Призван-Соколовой, разглядевшей в миниатюрной девочке (рост Фрейндлих 153 см. — Ред.) будущую звезду. Алиса долго решала, какую ей сцену выбрать — оперную или драматическую? Выбор помог сделать отец: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты — мелкая, а в опере фактура нужна, иди лучше в театр, там твои данные могут быть использованы». И Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.
В 1961 году она пришла в Театр им. Ленсовета, где ставку на молодую актрису сделал главный режиссёр Игорь Владимиров. Вскоре, несмотря на 16-летнюю разницу в возрасте, творческий союз перерос в семейный. Родилась дочь Варя.
Этот период стал одним из самых насыщенных в её карьере. В Театре им. Ленсовета она проработала свыше 20 лет, сыграв свыше 30 ярких ролей. А вот с кино никак не получалось — большие киноначальники были против.
«Я всегда понимала, что некрасива. А для того чтобы играть те роли, к которым предрасположено мое нутро, мне надо было преодолеть отношение к себе, как к гадкому утёнку. Это не значит, что я сделала себя красивее. Но я приучила людей к своей некрасивости. Они перестали её замечать», — рассказывала актриса.
Всё изменилось, когда в 1977-м, когда Эльдар Рязанов пригласил её на роль «мымры» Калугиной в фильме «Служебный роман». Фильм имел грандиозный успех. Его посмотрели свыше 58 миллионов зрителей, и продолжают смотреть сейчас. Одной из самых любимых считает роль «серой мыши» и сама Алиса Бруновна.
Кино и 40 лет в БДТ
На роль королевы в экранизации «Д’Артаньян и три мушкетёра» Фрейндлих утвердили безоговорочно. Картина стала одной из самых популярных в 1978-м и остаётся таковой по сей день.
«Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».
В 1979-м она сыграла у Андрея Тарковского в «Сталкере», а в 1984-м Эльдар Рязанов снова предложил сотрудничество — роль Огудаловой в картине «Жестокий романс». Кстати, немногие знают, что, играя мать «бесприданницы», она за кадром много помогала исполнительнице главной роли — начинающей Ларисе Гузеевой.
При этом в жизни самой Фрейндлих тогда был непростой период — она разошлась с Владимировым и перешла в Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, на сцену которого выходила более 40 лет.
Сейчас она отошла от сцены, но продолжает оставаться бодрой и активной. Радует и семья. Дочка — успешный человек. Внучка Аня продолжает династию и счастлива в браке. У неё двое детей, так что Алиса Бруновна уже прабабушка. Связан с кино и внук Никита. Кстати, именно он стал продюсером картины «Карп отмороженный», в которой знаменитая бабушка предстала в образе деревенской старухи, которая может запросто и «послать».




