Недавно в Гатчине прошел фестиваль «Литература и кино», где читательское жюри возглавлял писатель, сценарист, лауреат Государственной премии Михаил Кураев. По решению читателей в данной номинации победил фильм «Путь в Эдем».
О том, как всем нам найти этот путь, а также об общем состоянии российской культуры, совершенных ошибках и перспективах страны Михаил Кураев рассказал нашему изданию.
Деньги во главе всего?
Михаил Кураев: Союз литературы и кино начался давно и длится до сих пор. Особенно продуктивным он был в советское время. «Мать», «Чапаев», «Гамлет», «Тихий Дон», «Дон Кихот», «Война и мир», «Летят журавли» – эти и другие экранизации по праву считаются шедеврами и входят в золотой фонд российского и мирового искусства.
К сожалению, сейчас наш кинематограф ориентирован на клиповый формат, развлекательность, экшен. Хотя самое главное на свете – душа человека. Мы сами не заметили, как духовность и содержание ушли с экрана. В этой связи фильм «Дорога в Эдем» киргизских режиссеров Батык Мукула и Дастан Жапар уулу – счастливое исключение. Как и сам фестиваль «Литература и кино». Нынешний был уже XXVIII и по-прежнему отличался самобытной программой и яркими участниками. В наш век нестабильности это дорогого стоит.
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Сегодня отечественные фильмы нередко проигрывают американским. Более того. У нас выросло целое поколение, воспитанное на других ценностях, иной культуре. Как это получилось? Когда мы пропустили важный момент?
– Когда во главу угла, во главу всего поставили деньги. Вспомните 1990-е. Культура освободилась от прежнего идеологического давления, и тут же вылезла идеология мещанства, шкурничества, корысти, деньгохватства. Одновременно началась пропаганда нового «образа жизни», где интересы общества и труд не ставятся ни во что: «Угадай букву – и получи миллион!» Зачем работать, если достаточно «выиграть суперприз и машина твоя!» Созидательный труд оказался не в чести, а люди, сохранившие представление о совести, тогда почувствовали себя вымирающими динозаврами.
Прибыль, доход встали и между читателем и литературой. Тиражи скукожились, «толстые» журналы сникли. Прокат тоже оказался в руках коммерсантов, наших кассовых лент практически не создавалось. В итоге сегодня любая американская дрянь собирает миллионы, а большинство российских фильмов пробиваются с трудом, да и то при влиятельной и дорогостоящей поддержке.
– Позвольте не согласиться. За рубежом сняли немало и по-настоящему талантливых, выдающихся работ. Там создали не просто прибыльную индустрию, а картины, интересные широкому зрителю. Многие страны перенимают опыт Голливуда. Но почему мы взяли оттуда не лучшее, а худшее?
– Потому что худшее брать проще. Жевательную резинку, колу, сериалы, мыльные оперы… Кроме того, если говорить о построении общества, на Западе, прежде чем потреблять, наладили эффективное производство. А наши отечественные реформаторы сразу навязали народу идеологию рынка – при этом развалили советскую экономику, а новой так и не создали. Наш «капитализм» начался, как сказал Солженицын, с «разворовки». Главное было присосаться к нефтяной или газовой трубе, вывозить за границу природные богатства. Сейчас отношение к умению зарабатывать деньги меняется, появился социально ориентированный бизнес, но шлейф недоверия остается.
Герои стали «совком»?
– Знаю, что ваши дед и отец всю жизнь проработали на благо страны, и так происходило в большинстве семей. Как вышло, что с перестройкой представители старшего поколения стали «совком»? Почему мы сами начали топтать свое прошлое?
– Знаете, когда я был студентом и мы всем курсом ездили убирать картошку, после трудового дня пели: «Жила бы страна родная, и нету других забот». Для меня и сегодня это не пустые слова. Они были важными и для моего отца, деда, большинства их коллег и современников. Дед, Николай Никандрович, прошел три войны, японскую, империалистическую и гражданскую. Отец посвятил всю жизнь энергетике, в сорок лет получил Сталинскую премию за первую в мире уникальную подземную гидроэлектростанцию.
Сейчас мерки другие. На родную страну часто смотрят с позиции, что она мне дала? А если «не дала» – как бы взять? Дошло до того, что в ходу словесная эквилибристика, дескать, Родина и государство – не одно и то же. Нам надо понять: уже много лет идет битва за нашу историю, сохранение нашей идентичности. И ее исход зависит, в том числе, от позиции каждого из нас.
– Все же для многих стало неожиданностью, что против России ополчился коллективный Запад. Ведь со многими европейскими странами у нас сложились давние и, как казалось, дружеские отношения. Откуда это агрессивное противостояние?
– Оглянемся на историю. Не век и не два мы пытались доказать: «Россия – це Европа». Чем нам на это ответили? Нашествием двунадесяти европейских языков под знаменем Наполеона? Многоязыкой Крымской войной? Двумя кровопролитными битвами с Германией? В походе Гитлера на Россию под флаги со свастикой встали испанцы, итальянцы, румыны, венгры. На Гитлера работала Чехия – одна из лучших в Европе кузниц оружия, а Швеция снабжала металлом. В интересах послевоенной политики, нацеленной на укрепление мира, Советский Союз старался об этом не напоминать. Видимо, зря. Сегодня пособники фашистов подняли голову.
Мне кажется, из всего этого следует одно: хватит жить с постоянной оглядкой на Запад. Нам еще Петр Чаадаев объяснил: мы – не Европа. Он печалился, а надо ли? Может быть, пора прекратить мусолить согнувшийся от старости вопрос: «Европа мы или Азия?» Мы – Россия. Такая, какая сложилась, какая есть. Мы сами по себе, другой породы! Еще в Древней Греции дельфийский оракул вещал – познай самого себя. Для нас этот совет чрезвычайно актуален. Нам нужно понять свой строй жизни: как он сложился, в чем его смысл и целенаправленность. Действовать в интересах своей страны, а не думать, как выглядим в глазах западных элит, поддерживающих факельные шествия наследников Бандеры.
– Сегодня эта «поддержка» дошла до того, что запрещают русских классиков, выгоняют артистов, жгут книги на русском. Чем вызвана эта ненависть?
– Убрать из мирового музыкального наследия Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича невозможно. А все попытки это сделать – лишь пена нынешней вакханалии Запада. Там стараются перечеркнуть и общую историю славянских народов, забыть, что мы долгое время жили в одном культурном пространстве. Я, например, был редактором фильма «Шельменкоденщик», снятого на «Ленфильме» по мотивам комедии классика украинской литературы. Мы читали стихи Шевченко и повести Панаса Мирного. Мой брат за успехи в учебе был награжден двухтомником Михайлы Стельмаха, украинского писателя и драматурга. Кстати, эти книги до сих пор бережно хранятся в нашей домашней библиотеке.
В Киеве жгут русские книги… А что дальше, после того как бросят в костер Толстого и Астафьева? Встанут на четвереньки и будут лаять? Именно так представлял себе финальную точку человеческого падения режиссер Григорий Козинцев, чей «Дон Кихот» был признан лучшим в Испании, а «Гамлет» – лучшим в Великобритании. Может быть, их тоже в огонь? Кстати, Григорий Михайлович говорил: «У искусства есть только одна задача – не дать человечеству оскотеть». А выбор за каждым свой – собственный.
Зачем нам «грязное белье»?
– Как вы думаете, что нам в этой ситуации нужно делать, чтобы укрепить свою силу и волю?
– Наш главный ресурс и опора – люди. Вот и давайте их поднимать, о них рассказывать, чтобы они стали примером для других. Причем говорить нужно как об исторических личностях, так и о современниках. Мы с вами начали разговор с литературы и кино. Вот скажите, почему до сих пор нет фильма о Дмитрии Менделееве? Потрясающая личность, гениальный ученый. Вместе с его наследником по делу «мер и весов» академиком Окрепиловым мы предлагали разным студиям создать фильм о Менделееве. Ответ один: «Не формат!». А что формат? Сюжеты, как раньше говорили, «для подростков, горничных и приказчиков»? Да чтобы компьютерные эффекты, секс, драки и убийства. А Менделеев – не формат!
Другой пример, современный. На прошлой неделе я вернулся из Тобольска от Аркадия Елфимова. Кто такой? Бывший председатель местного исполкома, теперь предприниматель. По профессии строитель, по духу – созидатель. Двадцать пять лет назад выкупил брошенный профсоюзами дом отдыха и создал уникальный ландшафтно-исторический парк «Ермаково поле». Воздвигнул храм. Преобразил землю, посадил больше 5 тысяч деревьев и кустарников, собрал коллекцию из 340 видов растений, ранее не бытовавших на тобольской земле. Сегодня этот парк – одна из достопримечательностей старинного города. Но кто знает о Елфимове? Зато нам битый час рассказывают про какой-нибудь щекотливый «секрет на миллион». И люди, думающие не только о своей поживе, хранящие нашу историю и созидающие будущее, у нас еще не перевелись. Они есть в каждом регионе, городах и селах. Так давайте их выдвигать на первый план, а не трясти грязным «семейным бельем» знаменитостей перед миллионами телезрителей. Тогда и вопросов не возникнет, за что воюем и кого защищаем.
– Как вы полагаете, чем все закончится?
– Все видят: мир у опасной черты. На Западе уже открыто заявляют, что Россию хотят расчленить на улусы, обложить репарациями, поделить или присвоить наши природные богатства. И все же я верю, что обширность и могущество нашего государства, дух народа перемелет и эту напасть. Сегодня новая точка отсчета – экзамен на зрелость и стойкость сдает все наше общество, от мала до велика. Верю, что выдержим его достойно.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.