Примерное время чтения: 9 минут
7791

От Козьмы Пруткова до Макса Фрая. 5 популярных вымышленных писателей

Зачастую писатели, чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и завлечь аудиторию, придумывают себе псевдонимы. Например, Григорий Чхартишвили пишет детективы под псевдонимом Бориса Акунина, а Анна Горенко известна читателям как поэтесса Анна Ахматова. Иногда писатели заходят и дальше: они создают так называемую «литературную мистификацию», придумывая не только новые имя и фамилию, но и биографию, и внешность персонажа, от лица которого издаются их произведения. SPB.AIF.RU расскажет о пяти самых известных вымышленных писателях в истории литературы. 

Козьма Прутков

Образ Козьмы Петровича Пруткова придумали сразу четыре поэта – Алексей Толстой и братья Жемчужниковы. Прутков завоевал популярность среди читательской аудитории благодаря своим афоризмам и сатирическим стихам в журналах «Искра» и «Современник» в 50-60-ых годах XIX века. В своих сочинениях храбрый поэт высмеивал политический строй, недостаток ума современного общества и человеческие пороки. Создатели образа Пруткова придумали ему подробную биографию. По легенде, поэт родился в 1803 году под Сольвычегодском. В юном возрасте Козьма поступил на военную службу и даже два года числился в гусарах. Однажды Пруткову привиделся сон, в котором голый генерал в эполетах завел его на гору и показывал драгоценные материи. После этого сна Прутков незамедлительно подал в отставку и перевелся на гражданскую службу.

На протяжении многих лет читатели верили в эту выдуманную историю и считали Козьму Пруткова реально существующим поэтом. Авторы Козьмы Пруткова даже заказали портрет вымышленного поэта художнику Льву Лагорио. На портрете Прутков получился довольно горделивым человеком с крупными чертами лица и вьющимися волосами. Когда многие нерадивые авторы начали использовать раскрученное имя Козьмы Пруткова для печати собственных произведений, Толстой и Жемчужниковы решили «умертвить» поэта. Козьма Прутков скончался 13 января 1863 года от нервного срыва, и стихи от его имени больше не появлялись в печати.

Козьма Прутков писал смелые сатирические стихи и афоризмы.
Козьма Прутков писал смелые сатирические стихи и афоризмы. Фото: Фото предоставлено библиотекой им. Некрасова

Черубина де Габриак

Когда преподавательница Петровской женской гимназии Елизавета Дмитриева начала писать стихи, ее творчество оценил поэт Максимилиан Волошин. Он познакомил Дмитриеву с издателями журнала «Аполлон», но те отказались опубликовать произведения начинающей поэтессы. По одной из версий, издатели забраковали стихи Дмитриевой из-за личной неприязни к Елизавете: та была довольно скромной и сдержанной. Тогда Дмитриева и Волошин придумали некую Черубину де Габриак.

Черубина была испанкой, умеющей говорить и писать по-русски, красавицей и ревностной католичкой. Осенью 1909 года де Габриак позвонила в редакцию «Аполлона» и сообщила о том, что глубоко несчастна в жизни, а через некоторое время прислала в журнал письмо в лиловом конверте. Все листки со стихами в конверте были переложены сухими листьями и сильно надушены.

Произведения Черубины показались всей редакции такими же прекрасными, яркими и романтичными, как и сама незнакомка. Уже через несколько месяцев в загадочную испанку были влюблены как читатели, так и издатели «Аполлона». Вскоре поэтесса решила немного приоткрыть завесу тайны и выслала в журнал свой портрет. Для этого фото Дмитриева переоделась, сделала другую прическу и повесила на шею большой крест. Кто-то из читателей узнал в портрете Черубины преподавательницу гимназии, и литературная мистификация была раскрыта. Стихи де Габриак перестали публиковать, а у Елизаветы Дмитриевой начался творческий кризис. Через некоторое время про поэтессу все забыли.

Елизавета Дмитриева превратилась в испанку Черубину де Габриак.
Елизавета Дмитриева превратилась в испанку Черубину де Габриак. Фото: Фото предоставлено библиотекой им. Некрасова

Эмиль Ажар

Эмиль Ажар – автор, выдуманный Роменом Гари, одним из самых популярных французским писателей XX столетия. Сразу же после публикации своего первого романа в 1945 году Ромен Гари стал настоящей знаменитостью во Франции. Писателю присвоили звание кавалера ордена Почетного легиона, а в1956 году он получил самую престижную литературную награду – Гонкуровскую премию за роман «Корни неба». Несколько лет спустя Гари начал писать произведения под именем Эмиля Ажара.

Никто из читателей никогда не видел изображения Ажара, но все были уверены, что он – начинающий талантливый писатель, племянник Ромена Гари. Книги Эмиля Ажара были очень востребованными, а в 1975 году таинственный писатель тоже завоевал Гонкуровскую премию – за роман «Вся жизнь впереди». Таким образом, Ромен Гари стал единственным в истории писателем, дважды получившим Гонкуровскую премию.

Несмотря на успех, славу и признание таланта, создание вымышленного персонажа негативно отразилось на здоровье Гари. В последние годы он страдал раздвоением личности – не только в литературе, но и в повседневной жизни. У писателя развилась нервная депрессия, и 2 декабря 1980 года он застрелился.

Став Эмилем Ажаром, писатель Ромен Гари во второй раз получил Гонкуровскую премию.
Став Эмилем Ажаром, писатель Ромен Гари во второй раз получил Гонкуровскую премию. Фото: Фото предоставлено библиотекой им. Некрасова

Анжелика Сафьянова

Образ Анжелики Сафьяновой в России революционной эпохи придумал молодой драматург Лев Никулин. Начинающий писатель и поэт был талантлив, но его все равно не печатали. Никулин долго искал способ снискать известность и решил создать юную и прекрасную поэтессу. Как-то раз он принес в редакции нескольких журналов стихи, написанные некой очаровательной дамой. Писатель объяснил издателям, что прекрасная девушка обронила свои записи, садясь в пролетку, а он подобрал их и принес в редакцию. Стихи были подписаны именем Анжелики Сафьяновой. В своих сочинениях светская барышня писала о любовных переживаниях и возвышенных мечтах.

Стихи Сафьяновой покорили весь Петербург – их читали на литературных вечерах и студенческих встречах. Вскоре статья о поэтессе появилась в «Литературной энциклопедии». В ней говорилось, что бабушка Анжелики Сафьяновой приходится сестрой Козьме Пруткову, но даже факт родства с вымышленным персонажем не смутил читателей, и те продолжали верить в легенду. Когда творчество Сафьяновой обрело стабильный успех, Лев Никулин раскрыл «подмену». Аудитория нисколько не обиделась на писателя, и в будущем его карьера сложилась очень успешно. Никулин заведовал бюро печати советского Полпредства, печатался в газете «Правда» и был лауреатом Сталинской премии.

Лев Никулин придумал образ прекрасной поэтессы Анжелики Сафьяновой.
Лев Никулин придумал образ прекрасной поэтессы Анжелики Сафьяновой. Фото: Википедия

Макс Фрай

В 1990-е годы российский книжный рынок завоевали зарубежные писатели-фантасты, в то время как отечественные авторы остались не у дел – у читателей сложился стереотип, что наши писатели не умеют делать качественные произведения в жанре «фэнтези». Тогда российские писатели Светлана Мартынчик и Игорь Степин, известные в обществе лишь как художники, решили писать «фэнтези» от лица зарубежного автора – Макса Фрая. В предисловии к первому тому цикла «Лабиринты Ехо» Мартынчик и Степин, не раскрывая своих имен, назвали себя правообладателями произведения. Они сообщили, что данную рукопись им передал некто по имени Макс: при этом он показал им пивную этикетку с надписью «alcohol frei» и заявил, что его фамилия пишется именно так. Больше о Максе Фрае ничего не известно.

Книги нового писателя победили всех конкурентов и стали лидером среди произведений своего жанра. В течение пяти лет авторам удавалось сохранять полную анонимность. В интернете по запросу «Макс Фрай» появлялись изображения афроамериканца, а издательство «Азбука» уверяло аудиторию, что Фрай – это голубоглазый афроамериканец. Литературная мистификация была раскрыта в 2001 году, когда телеведущий Дмитрий Дибров в эфире своей программы «Ночная смена» представил зрителям Мартынчик и Степина как настоящих авторов книг Макса Фрая. После того, как тайна стала известной, Игорь Степин ушел из писательского дела, целиком посвятив себя картинам, а Светлана Мартынчик продолжила издавать книги под именем Макса Фрая.

Художница Светлана Мартынчик пишет
Художница Светлана Мартынчик пишет "фэнтези" от имени иностранца Макса Фрая. Фото: Фото предоставлено библиотекой им. Некрасова

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах