120 лет назад, 20 марта 1898 года, скончался Иван Шишкин, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств, знаменитый живописец, чьи картины знакомы многим со школьной скамьи.
«Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось (…). Разбрасываться никак нельзя», - признавался он.
Среди русских пейзажистов ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Картина написана художником на основе этюдного материала, собранного во время поездки в Елабугу в 1871 году. Первоначальное название картины «Дубовая роща близ Елабуги». Она была приобретена купцом I гильдии Ушковым, с которым Шишкина связывали дружеские отношения. В революционный период картина исчезла из поля зрения и только в 1926 году была обнаружена на чердаке здания заводоуправления Бондюжского (ныне Менделеевского) химического завода. Позже она была передана в казанский музей.
Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах были написаны в 1861-м году. В этюде запечатлены исторические достопримечательности елабужских окрестностей, изучением и реставрацией которых занимался отец художника, Иван Васильевич Шишкин. Это небольшое произведение было выполнено в 1861 году, в знаменательное для художника время после окончания Академии художеств.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится картина «В Криппене. Мужчина на пороге дома», которую Иван Шишкин написал в 1862-м году. Получив большую золотую медаль после окончания Академии художеств – высшую академическую награду – он воспользовался правом на заграничную командировку и отправился в 1862 году в Германию.
В 1878-м году картина «Рожь» экспонировалась на VI передвижной выставке. Тему для этой картины Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Мимо этого шедевра Павел Третьяков не мог пройти мимо и приобрел ее для своей коллекции.
«Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!» - писал Иван Шишкин. В 1865-м во время поездки по Европе он написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Позже ее прислали в Петербург, где она получила высокую оценку, а Шишкина удостоили звания академика.
Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», которую иногда называют «Три медведя», была написана на селигерском острове Городомля. Интересно, что животных писал не Шишкин, а Константин Савицкий. Позже полотно приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. По одной из версий, у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть.
«На севере диком…» была написана в 1891 году. Эта работа была выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений Лермонтова, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Заказчиком был петербургский издатель Петр Кончаловский.
«Швейцарский пейзаж» был написан для казанского коллекционера Лихачёва в 1866 году. Получив работу Андрей Федорович писал автору: «Благодарю Вас за присланную Вами картину... Думаю, что моё личное мнение в оценке достоинств этой картины не выразило бы Вам ничего нового, так как я нахожу её прекрасной, а Вы, вероятно, сами знаете, что обладаете большим талантом и дурных вещей не пишете» (из письма А. Ф.Лихачёва И. И. Шишкину от 7 июня 1866 года). Позже эпистолярное знакомство Шишкина и Лихачева сменилось долгими личными дружескими отношениями.
Картина «На даче» (Около дачи), 1894 год. Впервые появилась в Казани в 1898 году на выставке в художественной школе, где были представлены работы многих преподавателей Петербургской академии художеств. Работа имела большой успех. Городские власти потом обратились к художнику с просьбой оставить картину в Казани. О своём согласии Шишкин сообщил телеграммой, которая была отправлена в день 8 марта 1898 года (по старому стилю), оказавшимся последним днём жизни художника.
В Русском музее находится картина «Корабельная роща», которую считают «завещанием» Шишкина, ведь это его последнее и самое крупное полотно. Пейзаж художник увидел на родине, в окрестностях Елабуги, а завершил в Петербурге в 1898 году, в год собственной кончины. Искусствоведы отмечали, что «картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поёт».
Картина написана художником на основе этюдного материала, собранного во время поездки в Елабугу в 1871 году. Первоначальное название картины «Дубовая роща близ Елабуги». Она была приобретена купцом I гильдии Ушковым, с которым Шишкина связывали дружеские отношения. В революционный период картина исчезла из поля зрения и только в 1926 году была обнаружена на чердаке здания заводоуправления Бондюжского (ныне Менделеевского) химического завода. Позже она была передана в казанский музей.
Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах были написаны в 1861-м году. В этюде запечатлены исторические достопримечательности елабужских окрестностей, изучением и реставрацией которых занимался отец художника, Иван Васильевич Шишкин. Это небольшое произведение было выполнено в 1861 году, в знаменательное для художника время после окончания Академии художеств.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится картина «В Криппене. Мужчина на пороге дома», которую Иван Шишкин написал в 1862-м году. Получив большую золотую медаль после окончания Академии художеств – высшую академическую награду – он воспользовался правом на заграничную командировку и отправился в 1862 году в Германию.
В 1878-м году картина «Рожь» экспонировалась на VI передвижной выставке. Тему для этой картины Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Мимо этого шедевра Павел Третьяков не мог пройти мимо и приобрел ее для своей коллекции.
«Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!» - писал Иван Шишкин. В 1865-м во время поездки по Европе он написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Позже ее прислали в Петербург, где она получила высокую оценку, а Шишкина удостоили звания академика.
Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», которую иногда называют «Три медведя», была написана на селигерском острове Городомля. Интересно, что животных писал не Шишкин, а Константин Савицкий. Позже полотно приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. По одной из версий, у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть.
«На севере диком…» была написана в 1891 году. Эта работа была выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений Лермонтова, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Заказчиком был петербургский издатель Петр Кончаловский.
«Швейцарский пейзаж» был написан для казанского коллекционера Лихачёва в 1866 году. Получив работу Андрей Федорович писал автору: «Благодарю Вас за присланную Вами картину... Думаю, что моё личное мнение в оценке достоинств этой картины не выразило бы Вам ничего нового, так как я нахожу её прекрасной, а Вы, вероятно, сами знаете, что обладаете большим талантом и дурных вещей не пишете» (из письма А. Ф.Лихачёва И. И. Шишкину от 7 июня 1866 года). Позже эпистолярное знакомство Шишкина и Лихачева сменилось долгими личными дружескими отношениями.
Картина «На даче» (Около дачи), 1894 год. Впервые появилась в Казани в 1898 году на выставке в художественной школе, где были представлены работы многих преподавателей Петербургской академии художеств. Работа имела большой успех. Городские власти потом обратились к художнику с просьбой оставить картину в Казани. О своём согласии Шишкин сообщил телеграммой, которая была отправлена в день 8 марта 1898 года (по старому стилю), оказавшимся последним днём жизни художника.
В Русском музее находится картина «Корабельная роща», которую считают «завещанием» Шишкина, ведь это его последнее и самое крупное полотно. Пейзаж художник увидел на родине, в окрестностях Елабуги, а завершил в Петербурге в 1898 году, в год собственной кончины. Искусствоведы отмечали, что «картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поёт».
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|