1266
«Русский ван Дейк». Истории 10 известных картин Ореста Кипренского
17 октября 1836 года в Риме скончался один из самых успешных русских портретистов XIX века Орест Кипренский. Художник, увековечивший для потомков многих великих современников, скончался в возрасте 54 лет. За три месяца до своей кончины он женился на прекрасной Анне-Марии Фалькуччи, которая была для него музой на протяжении многих лет. Уже после его смерти на свет появилась его дочь Клотильда.
Судьба Кипренского была полна взлетов и падений, критики и признания зарубежных мастеров. Внебрачный сын помещика Алексея Дьяконова, ставший воспитанником Императорской академии художеств, при жизни получил славу «русского ван Дейка».
В годовщину смерти мастера SPB.AIF.RU вспоминает 10 известных полотен Ореста Адамовича и историю их создания.









Портрет А. К. Швальбе (1804). Этой картиной Орест дебютировал как портретист. Молодому художнику позировал Адам Швальбе, в семье которого Орест жил и воспитывался. Стоит отметить, что от Швальбе художник унаследовал отчество. А фамилию он получил позже от прозвища «Копорский», произошедшего от названия Копорье, местечка, где он был крещён.

Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805). В 1805 Орест Кипренский был удостоен большой золотой медали за написанную по программе Академии художеств картину: «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Эта картина дала ему право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства. Правда, из-за Наполеоновских войн он не смог воспользоваться этим правом.

Портрет В. А. Жуковского, (1816 год). Эта неоконченная картина стала одним из самых известных портретов Жуковского. Портрет Жуковского заказал граф Сергей Уваров, министр народного просвещения, в то время - попечитель Петербургского учебного округа. Считается, что именно он попросил не дописывать левую руку, чтобы «слишком тщательная отделка портрета не лишила его видимого вдохновения». По другой версии, автор просто не успел закончить картину.

Портрет А. С. Пушкина, (1827 год). Портрет друга заказал Кипренскому Антон Дельвиг. После же смерти издателя Пушкин выкупил картину у вдовы и повесил на видном месте в своей квартире на набережной Мойки. Пушкину так понравилась картина, что он посвятил Кипренскому строки: «Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз…»

Бедная Лиза, (1827 год). Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза». Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином. Этот сюжет был достаточно личным для самого Ореста. Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. Несмотря на то, что с рождения он был освобожден от крепостной зависимости, все детство и юность он провел в чужой семье - семье Адама Швальбе.

Портрет Е.П.Ростопчиной (1809 год). Орест Кипренский увековечил портрет супруги московского генерал-губернатора Федора Ростопчина – фрейлины Екатерины Петровны. Брак Ростопчиных был счастливым, пока Екатерина тайно не перешла в католичество. С годами ее религиозность приобрела фанатический характер. Она даже не пошла на похороны мужа, объясняя это разностью религий. В конце своей длинной жизни Ростопчина впала в мистицизм и писала религиозные трактаты на французском языке.

Е. Телешова в роли Зелии (1828 год). Наследница обедневшего дворянского рода Екатерина Телешова была выпускницей петербургского театрального училища. Дебютировав на сцене в 1820-м году, она быстро стала популярна. Телешова имела репутацию не только талантливой драматической актрисы, но и блестящей танцовщицы. Ее покровителем и любовником был известный граф Михаил Андреевич Милорадович. В гражданском браке Телешова состояла с богачем А.Ф.Шишмаревым, от которого родила шестеро детей.

Автопортрет, (1820 год). 38-летний художник стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для галереи Уффици во Флоренции, хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова, (1809 год). В Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее висит картина, вокруг которой много лет не утихали споры - что же за красавец Давыдов позировал мастеру. Сейчас искусствоведы сошлись на мнении, что это портрет Евграфа Владимировича Дениса Давыдова. В «Реестре» картин, составленном самим Кипренским в 1831 году, это произведение было обозначено как «Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина писана в 1809 году, в Москве».

Читатели газет в Неаполе, (1831 год). Картина, на которой изображены четверо мужчин за чтением газеты, имеет ярко выраженный политический характер. Сам художник признавался, что изобразил на ней, как «русские путешественники в Неаполе читают La Gazette de France статью о Польше». Дело в том, что в то время со страниц изданий не сходили новости о польском ноябрьском восстании 1830 года, которое было направлено против власти Российской империи.
Портрет А. К. Швальбе (1804). Этой картиной Орест дебютировал как портретист. Молодому художнику позировал Адам Швальбе, в семье которого Орест жил и воспитывался. Стоит отметить, что от Швальбе художник унаследовал отчество. А фамилию он получил позже от прозвища «Копорский», произошедшего от названия Копорье, местечка, где он был крещён.

Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805). В 1805 Орест Кипренский был удостоен большой золотой медали за написанную по программе Академии художеств картину: «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Эта картина дала ему право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства. Правда, из-за Наполеоновских войн он не смог воспользоваться этим правом.

Портрет В. А. Жуковского, (1816 год). Эта неоконченная картина стала одним из самых известных портретов Жуковского. Портрет Жуковского заказал граф Сергей Уваров, министр народного просвещения, в то время - попечитель Петербургского учебного округа. Считается, что именно он попросил не дописывать левую руку, чтобы «слишком тщательная отделка портрета не лишила его видимого вдохновения». По другой версии, автор просто не успел закончить картину.

Портрет А. С. Пушкина, (1827 год). Портрет друга заказал Кипренскому Антон Дельвиг. После же смерти издателя Пушкин выкупил картину у вдовы и повесил на видном месте в своей квартире на набережной Мойки. Пушкину так понравилась картина, что он посвятил Кипренскому строки: «Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз…»

Бедная Лиза, (1827 год). Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза». Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином. Этот сюжет был достаточно личным для самого Ореста. Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. Несмотря на то, что с рождения он был освобожден от крепостной зависимости, все детство и юность он провел в чужой семье - семье Адама Швальбе.

Портрет Е.П.Ростопчиной (1809 год). Орест Кипренский увековечил портрет супруги московского генерал-губернатора Федора Ростопчина – фрейлины Екатерины Петровны. Брак Ростопчиных был счастливым, пока Екатерина тайно не перешла в католичество. С годами ее религиозность приобрела фанатический характер. Она даже не пошла на похороны мужа, объясняя это разностью религий. В конце своей длинной жизни Ростопчина впала в мистицизм и писала религиозные трактаты на французском языке.

Е. Телешова в роли Зелии (1828 год). Наследница обедневшего дворянского рода Екатерина Телешова была выпускницей петербургского театрального училища. Дебютировав на сцене в 1820-м году, она быстро стала популярна. Телешова имела репутацию не только талантливой драматической актрисы, но и блестящей танцовщицы. Ее покровителем и любовником был известный граф Михаил Андреевич Милорадович. В гражданском браке Телешова состояла с богачем А.Ф.Шишмаревым, от которого родила шестеро детей.

Автопортрет, (1820 год). 38-летний художник стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для галереи Уффици во Флоренции, хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова, (1809 год). В Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее висит картина, вокруг которой много лет не утихали споры - что же за красавец Давыдов позировал мастеру. Сейчас искусствоведы сошлись на мнении, что это портрет Евграфа Владимировича Дениса Давыдова. В «Реестре» картин, составленном самим Кипренским в 1831 году, это произведение было обозначено как «Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина писана в 1809 году, в Москве».

Читатели газет в Неаполе, (1831 год). Картина, на которой изображены четверо мужчин за чтением газеты, имеет ярко выраженный политический характер. Сам художник признавался, что изобразил на ней, как «русские путешественники в Неаполе читают La Gazette de France статью о Польше». Дело в том, что в то время со страниц изданий не сходили новости о польском ноябрьском восстании 1830 года, которое было направлено против власти Российской империи.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть