Если вы когда-либо бывали в парке Монрепо, смотрели телеканал «Культура» или читали «Слово о полку Игореве», то знайте – всё это есть в нашей современной жизни благодаря трудам академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Он родился и умер в Санкт-Петербурге, но также пожил в Петрограде и Ленинграде, увидев смену политических режимов. Однако политика никогда его не увлекала – академик Лихачёв занимался сохранением русской культуры. Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, оставив нам в наследство множество литературных трудов.
Враг народа
«…Россия - не абстрактное понятие. Развивая её культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. И он действительно изучал свою родную страну.
Лихачёв родился в царском Петербурге в семье инженера-электрика. Всё детство и юность он провёл в Петербурге и посёлке Репино, где у его семьи была дача. Будущий учёный начинал своё обучение в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, а после Октябрьской революции перешёл в школу Карла Мая. В 1923 году Лихачёв стал студентом Петроградского государственного университета, где всерьёз занялся изучением романо-германской и славяно-русской филологии. И уже в 22 года представил доклад о «попранной врагом» старой русской орфографии, за что был осуждён на пять лет за контрреволюционную деятельность и отправлен на Соловки.
В заключении Лихачёв продолжил заниматься наукой (после освобождения он выпустил научную статью о воровском жаргоне), параллельно работая сотрудником криминологического кабинета. В 1932 году Дмитрий Сергеевич вернулся в Ленинград, а через четыре года с него сняли все судимости. Именно на Соловках он понял для себя одну истину: «Я понял следующее: каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днём, быть довольным тем, что я живу ещё лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете», – писал филолог.
Сохранить для потомков
Начало блокады Ленинграда Лихачёв встретил, будучи сотрудником Института русской литературы, где изучал Древнюю Русь. Учёный успел создать брошюру «Оборона древнерусских городов», защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородских летописных сводов XII века» и документировал происходящее в осаждённом городе. Его воспоминания о блокаде Ленинграда являются одним из ценнейших свидетельств ужасов той войны.
В мирной жизни академик создал множество фундаментальных трудов (свыше 500), посвящённых истории русской литературы и русской культуры. А ещё перевёл на современный русский язык «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Благодаря Дмитрию Сергеевичу мы можем понять, как именно развивалась русская культура, понять быт и этику русичей.
Труды Лихачёва переводили и на другие языки мира – его работы изучали сотни учёных и студентов со всего света. Звание члена-корреспондента Академии наук он получил не только в СССР, но и в Болгарии, Сербии, Венгрии, Англии, Австрии и США. Российский литературовед был почётным доктором в престижнейших университетах мира.
Ленинградской молодёжи повезло больше – русские студенты не только читали, но охотно записывались и могли бесплатно послушать лекции от именитого филолога. Лихачёв рассказывал им об истории русского летописания, палеографии и культуре Древней Руси. И делал это простым, понятным языком. Причём умение изложить свои научные наблюдения интересно и захватывающе для широкого круга людей было преимуществом Лихачёва. Его целью было внушить интерес и уважение к прошлому России, что он делал не только через лекции, но и научно-популярные книги.
Культура по телевизору
Свою деятельность академик Лихачёв распространял далеко за пределы филологической науки. В прессе учёный активно выступал в защиту памятников русской культуры – улиц, парков, зданий. Именно он боролся за восстановление парка Монрепо в Выборге – так что это сокровище Северо-Запада сохранилось отчасти и его трудами.
«Чтобы спасти единственный в своём роде парк, особенно в его ландшафтной части, с моей точки зрения, необходимо отнести парк Мон-Репо к природно-историческому заповеднику союзного значения, убрать эстраду, трибуну для зрителей… А самое главное – запретить дирекции парка Мон-Репо производить самовольные порубки, строительство сооружений… Парк Мон-Репо необходимо объявить заповедником, как парки Павловский, Пушкинский и Петродворцовский. Парк мировой известности, великолепный образец русского садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века должен быть сохранён для потомков», – писал Лихачёв.
Кроме того, в числе инициаторов создания государственного телеканала «Культура» тоже был академик Лихачёв – он был уверен, что зрителям необходимо рассказывать о музыке, живописи, театре, литературе, кино, науке.
«…Следует помнить одну забытую истину: в столицах живёт по преимуществу «население», народ же живёт в стране многих городов и сёл. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города…», – говорил академик.
Дмитрия Сергеевича не стало в сентябре 1999 года. Он похоронен на Комаровском кладбище.
Яркие высказывания Дмитрия Лихачёва
О совести:
«…Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести – это рулевой его свободы. Она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной…»
О важности знаний
«…Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой…»
О смысле жизни
«Жизнь – прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Можно просто творить добрую атмосферу вокруг себя».
О зависти
«Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.