Торжественное открытие памятника состоялось 30 сентября на Смоленском лютеранском кладбище. Присутствовали чиновники, артисты, а генеральный консул Италии, родины Чинизелли, читал сонеты на русском и итальянском языках. Почему же хрупкая молодая женщина взялась за это дело?
От балагана до искусства
- Всё началось случайно и даже мистически, - рассказывает Карина. - Я уже 30 лет в профессии, но так получилось, что никогда не работала в Петербурге. Поэтому когда раздался звонок и нас с братом пригласили здесь выступить, мы, не раздумывая, перекроили график гастролей и приехали.
В цирк на Фонтанке, как только увидела этот прекрасный дворец, влюбилась бесповоротно.
Понравилась и гримёрка № 4, куда меня определили. Правда, не покидало ощущение, что в помещении постоянно находится кто-то ещё.
Чувство было настолько сильным, что я начала с этим кем-то здороваться, когда приходила, и прощаться, когда закрывала дверь. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что именно в этой части здания находилась квартира основателя цирка Гаэтано Чинизелли. Мне захотелось побольше узнать об этом человеке, и я пошла в музей.
- Вы говорили, что факты вас ошеломили…
- Да, была потрясена. Ведь Чинизелли, сам прекрасный дрессировщик, наездник и акробат, оказался талантливым менеджером и открыл первый каменный постоянный цирк в России. Кстати, разрешения на строительство он добивался 10 лет и получил его только после обещания «устроить на свой капитал сквер на Манежной площади». Слово своё Гаэтано сдержал - сквер радует нас до сих пор. А об уровне представлений говорит показанная тоже впервые в 1892 г. водная феерия «Четыре стихии». Тогда арену превратили в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади с всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах. Аналогов такому сложному шоу нет и сейчас.
Но дело не только в красоте и технической оснащённости. Чинизелли поднял нас, людей манежа, из балаганных шутов до уровня артистов, а сам цирк воздвиг в ранг высокого искусства. Уже тогда среди аристократии провести вечер у Чинизелли считалось так же модно, как посещать самые престижные театры. Его принимали в королевских, царских семьях, страстными поклонниками фокусников и канатоходцев были Куприн, Григорович, Блок, Шаляпин. Часто приезжал император, для которого подготовили специальную ложу, сегодня там играет оркестр.
Словом, чем больше я узнавала, тем больше мне хотелось сказать ему спасибо. Взяла цветы и поехала к фамильной усыпальнице старинного рода. То, что увидела, ужаснуло. Бюст из мрамора был обезображен, отбиты нос и ордена, сама могила провалилась, крестов и многих фрагментов не существовало вообще, ограда покорёжена, горы мусора. В таком же состоянии оказались и шесть захоронений его родных. Шок! Но когда слёзы высохли, я огляделась вокруг и пообещала Чинизелли и лично себе как человек и артистка, которая безгранично любит своё дело, российский цирк и страну, что восстановлю мемориал.
Взамен ничего не прошу
- Но это не просто погост, а объект историко-культурного наследия. На такую реставрацию, помимо денег, нужно получить десятки согласований. Как удалось пробить стену бюрократии?
- Бумаг понадобилось очень много, на их оформление ушло полтора года. Каждая экспертиза требовала времени, доказательств, «копания» в архивах. К счастью, у меня нашлись помощники, которые так же бескорыстно занялись этим делом. Прежде всего, директор музея циркового искусства Екатерина Шаина. Повезло и с реставраторами. Я объяснила им идею и сразу сказала, что «откатов» не будет, возможна и заминка с деньгами. Но руководители фирм «Наследие» и «Аркада» меня полностью поддержали, прощали задержки с финансированием, стали единомышленниками.
Помогал мне и… Чинизелли. Когда включилась в процесс, почувствовала, что в душе чего-то не хватает.
И вдруг поняла, что нужно сделать. Взяла землю с его могилы в Петербурге и отвезла в Италию, в место недалеко от озера Комо, где он родился. После этого всё стало легко, даже появились дополнительные заработки, которые я тут же вложила в проект. Да и окрепла уверенность, что получила благословение от великого маэстро.
- Вы потратили два года и немалые средства. Приезжали посреди гастролей, чтобы контролировать работу. Всё - за свой счёт. А были моменты, когда опускались руки?
- Я всю жизнь работаю с дикими животными, как мой дед, отец и брат. В 18 лет участвовала в аттракционе с 18 тиграми. Сейчас у меня 8 хищников, а с ними останавливаться нельзя. Либо заходишь в клетку, и они тебя слушаются, либо нет. Это формирует характер. К тому же наша жизнь такая, что я привыкла выступать в роли локомотива. И в этом конкретном случае просто поставила себе цель и решила, что не отступлю. Конечно, было трудно. Мне звонят: «Где вас можно увидеть?» - «Приезжайте на Смоленское кладбище». И так два года. Не обошлось без споров и в семье. Муж говорит: «Ты всё время пропадаешь у этой могилы, угрохала кучу денег, а спасибо тебе кто-нибудь скажет?»
Но мне не надо благодарностей, и взамен я тоже ничего не прошу. Почему-то мы привыкли всё требовать от государства, мол, оно постоянно нам обязано дать то и это. А сами-то мы на что способны? Это наша страна, Родина, значит, мы тоже должны для неё что-то делать, не требуя денег и наград. Да, у нас немало проблем, и часть людей недовольны, выражают претензии - это их право. С моей точки зрения, не нравится - берите вещи и уезжайте. А я хочу жить в своей стране, делить с ней печали и радости, делать то, что могу. Счастлива, что удалось восстановить обелиск и привести его в порядок. Впрочем, одна просьба у меня всё же есть. Всем миром следить за усыпальницей Чинизелли, чтобы больше не допустить беспредел. Необходимо поддерживать и другие памятники, беречь город. Без всякого пафоса скажу: если не мы, то кто? Хочешь изменить мир - начни с себя.