Примерное время чтения: 9 минут
2243

Вдохновляющий на подвиги. Как Александра Невского изображали художники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты - Петербург 01/12/2021
Все изображения полководца – выдумка авторов. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь.
Все изображения полководца – выдумка авторов. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь. / Вероника Такмовцева / АиФ

Образ князя Александра Невского знаком многим. Его профиль с орлиным носом, бородой и строгим взглядом мы не раз встречали в работах художников и в кино. Однако все изображения полководца – выдумка авторов. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь. Время не сохранило данных о его росте, телосложении и цвете волос. Тем не менее на картинах Невский – это воин с правильными чертами лица. Вспомним главные изображения князя, которые подарили нам русские художники.

Знаменитый портрет

Триптих «Александр Невский», созданный художником Павлом Кориным, сегодня одно из самых прославленных изображений князя. А по мнению ряда экспертов, еще и самый удачный образ.

Фото: Commons.wikimedia.org

Триптих был написан Кориным в разгар Великой Отечественной войны. В 1942 году комитет по делам искусств сделал заказ на эту работу. Изначально художник не хотел браться за портрет Невского, так как не мог найти подходящего натурщика. Однако это не помешало художнику. Сюжет так увлек Корина, что он создал центральную часть триптиха, где изображен Невский, всего за 3 недели.

На картине святой князь облачен в доспехи, в руках меч, рядом стяг Спаса. Позади Невского виднеется войско, а также величественный храм и река Волхов, что течет в Новгороде. Но с точки зрения исторической правды, Павел Корин совершил ошибку. Во времена Александра Невского русские воины не носили латы и кольчугу. Однако художник впоследствии объяснял, что намеренно облачил героя в мощные одеяния, избегая «бархатных штанишек и сафьяновых сапожек». Ведь образ князя должен был воодушевлять русских солдат на подвиг и борьбу с врагом. Задумка художника удалась – образ князя получился настолько убедительным, что после освобождения Новгорода в 1944 году копия центральной части триптиха была нарисована на щите при въезде в город.

Оригинал триптиха хранится в Третьяковской галерее. Кстати, спустя несколько лет Павел Корин создаст еще одно изображение князя, но на этот раз в мозаике. Увидеть картину можно на станции метро «Комсомольская-кольцевая» в Москве.

Невский в Русском музее

Картина «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» кисти Григория Угрюмова была написана в 1793 году. Сегодня полотно хранится в Русском музее, а копия – в Лавре.

Фото: Commons.wikimedia.org

Картина была создана по заказу императрицы Екатерины II и отдана в дар Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры, где холст хранился до середины XX века.

Этот образ князя Невского существенно отличается от привычного нам. На картине художник изобразил не сурового воина, а миловидного румяного юношу с усиками. В нем современники видели цесаревича Александра Павловича (будущего императора Александра I), любимого внука Екатерины. Чтобы показать торжественность шествия после героической битвы, художник создал аллюзию на римские императорские триумфы – поэтому князь въезжает в город на коне.

Что касается одеяний героев картины и общей обстановки, то здесь нет никакой исторической правды. Во времена Угрюмова еще не была развита археология, и при написании полотна художник ориентировался не на историческую точность, а на собственные ощущения.

Ассоциация с Победой

Картина Владимира Серова «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» входит в список самых известных изображений князя.

Фото: Commons.wikimedia.org

Написана она была в 1945 году, увидеть ее можно в Русском музее. Титулованный советский художник работал над полотном два года.

Идея картины и работа над ней начались в разгар Великой Отечественной войны, что объясняет выбор Серова этого сюжета русской истории. На картине Александр Невский – мужественный и сильный правитель. На мощном коне он въезжает в город, следом со знаменем в руках тянутся воины. Неподалеку видны и поверженные немецкие рыцари.

Художнику удалось передать величие процессии и радость простого люда. Несмотря на то что народ занимает большую площадь картины, князь выделяется на их фоне.

Для современников Серова князь и его дружина ассоциировались с победившей немецких захватчиков Красной армией.

Для эскизов храма

Художник Генрих Семирадский в 70-х годах XIX века получил заказ на создание композиций из жития Александра Невского, которые бы в будущем украсили храм Христа Спасителя в Москве.

Фрагмент.
Фрагмент. Фото: Commons.wikimedia.org/ Генрих Семирадский

Эскиз, который рассказывает о приеме Невским папских легатов, сегодня хранится в Русском музее Петербурга.

Семирадский показал один из реальных фактов жизни князя. В 1248 году воин принимал послов-кардиналов папы римского. В то время Европа не теряла надежды подчинить Русь римскому престолу. Князь выслушал льстивые речи легатов, однако отметил, что принимать чужое учение он не будет. На картине художник наглядно показал произошедшее. В облике Александра Невского читаются решительность и уверенность. Поза, в которой он сидит, показывает пренебрежение к незваным гостям.

Интересно, что именно этот сюжет вызвал осуждение среди творческой интеллигенции. Художника укоряли в отсутствии на картине религиозного содержания. В частности, осуждали Семирадского в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

С молитвой к Богу

В храме Спаса на Крови в Петербурге находится уникальная мозаичная икона, где изображен князь.

Фото: Commons.wikimedia.org

Выполнена она по эскизам художника Михаила Нестерова и благодаря реставраторам находится в хорошем состоянии.

Князь показан молящимся в храме. Он бросил под ноги щит и меч, склонил голову и подносит свечу к иконе Богородицы. На втором плане виднеется северный пейзаж – деревянные избы, которые придают национальный колорит. Здесь благоверный молится перед Невской битвой, прося силы и защиты. Художник показал не воинскую доблесть, а смирение перед Божьей волей и покорность.

Известно, что в канун первой своей битвы князь действительно долго молился в храме. Согласно летописи, 20-летний правитель пришел в Софийский собор в Новгороде, пал на колени перед алтарем и совершал молитву. Дружина ждала его на улице.

Князь-монах

Одно из самых ранних изображений святого князя сохранилось на иконах.

Фрагмент.
Фрагмент. Фото: Commons.wikimedia.org

В середине XVI века иконописец поместил Александра Невского среди новгородцев, которые вышли на битву с врагом. Чуть позже появилось изображение князя в образе монаха, что не случайно – перед кончиной Невский принял постриг под именем Алексий. Увидеть этот образ можно на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля. На нем князь изображен в полный рост рядом с внуком Иваном Калитой. Оба они в монашеском одеянии, над головой нимб, а руки сложены в молитвенном предстоянии.

Это одно из множества иконописных изображений святого князя. Его образ, датируемый XVII веком, можно встретить также в Архангельском соборе Московского Кремля. Правда, здесь князь в царственном образе – облачен в богатые одеяния, шубу, на голове шапка. В руках князь держит крест.

Иконы с изображением Александра Невского пишут до сих пор.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах