Тайна спасения
Виктор Сухоруков:– На берегах Невы я оказался по приглашению замечательного режиссера Петра Фоменко, который возглавил тогда Ленинградский театр комедии. Начиналось все хорошо, играл главные роли… Потом Фоменко из Питера уехал, я остался. Ну а закончилось все тем, что из Комедии ушел, играл у других театрах, а потом и вовсе остался без работы, потому что затянула пьянка. До того допился, что последний свитер цыганам продавал...
Но в один прекрасный день посмотрел на небо своими рыжими очами, услышал Голос, и стало мне стыдно... Настигло меня это просветление прямо на улице: пришел домой, навел в комнате порядок, сам помылся-почистился, и – стала жизнь входить в нормальную колею. Когда вспоминаю те годы, самому не верится: да это неправда, это невыносимо! Но – было. И если мне делают замечания, что слишком часто вспоминаю о пьянке, отвечаю: «Ребята, ну если меня спрашивают, значит, это не мне надо, а им. Может, хотят разгадать тайну спасения, вот я и делюсь». Хотя сам до конца тайну не разгадал, и для меня – удивление сплошное. В последнее время стал использовать слово «реинкарнация» – тот Сухоруков улетел, сгорел, а плоть – омоложенная, отреставрированная – осталась, и в ней живет другой человек.
Мне нравится нести внутри и даже демонстрировать позитив. Это моя установка. Мы ведь живем тревожно, напряженно, и так хочется сосредоточиться не на проблемах, а на спокойствии, экономии физиологических ресурсов, которые, может быть, еще понадобятся в борьбе с болезнями. Если это и немного искусственное взбадривание, все равно оно лучше, чем уныние. Я настолько к положительному настрою привык, что, если мне плохо, сам удивляюсь. Ну а плакаться кому-то в жилетку, жаловаться и ныть – никогда себе этого не позволю, потому что понимаю: и другим бывает плохо, и у них такие же тяжести на плечах и в душе, так что же я буду еще и свое навешивать? Не хочу напрягать мир. Несчастным быть легко, трудно быть счастливым!
От бандита до императора
– В Питере началась и моя киношная жизнь. В 1989 году я снялся в своей первой картине «Бакенбарды». Режиссер Юрий Мамин искал на главную роль артиста помоложе, но мне удалось его убедить. Потом в целом ряде картин сыграл… Ленина. Началось все с «Комедии строгого режима», этого же персонажа играл в эстонском фильме, потом была даже лента «Все мои Ленины»…
Я в Питере и императора сыграл – у Виталия Мельникова в картине про Павла Первого «Бедный, бедный Павел».
Самой дорогой эпохой стало сотрудничество с Алексеем Балабановым. После смерти режиссера ко мне кинулись: прокомментируйте. До чего мы дожили – комментировать! Некоторые на меня еще и обиделись, почему я не участвовал в этом вопле, криках, в издании всевозможных воспоминаний. Да, есть в моей биографии страница, которая называется «Балабанов и Сухоруков», есть о чем рассказать. А кому это будет наукой? Кто-то вздохнет, кто-то всплеснет руками, кто-то плюнет или посмеется. И забудут. Но только я своей исповедью распатроню нашу с Алексеем историю. А я хочу жить цельной жизнью, а не ошметками, выболтанными в праздных разговорах с журналистами. Мы оставили сильное кино: «Брат», «Брат-2». Но для меня шедевром остается фильм Балабанова «Про уродов и людей», многими не понятый и не принятый. Я считаю, что это закодированная история моей страны.
Любой артист – большой ребенок, и все в душе мечтают сыграть или озвучить какого-нибудь сказочного героя. Но большинство «сидят на печи» и ждут, когда их позовут продюсеры или режиссеры. Я не такой, и когда узнал, что в родном мне Петербурге делают полнометражный мультфильм «Иван Царевич и Серый волк», решил проявить активность. Позвонил и фактически сам напросился. Утвердили на роль хитрого, коварного, двуличного Советника, весьма актуальную в наше время. Люблю играть персонажи с «двойным дном».
Честно смотреть на вещи
– Не так давно главный режиссер БДТ Андрей Могучий звал меня в Петербург, в спектакль «Алиса». Я бы с радостью согласился, но очень занят в московских театрах. А «Алису» посмотрел. Умнейший спектакль! С первых же сцен он потащил меня… думать. И как зрелище – сказочно красив, глаз не оторвать, а какие актерские работы! Встретил в коридоре Алису Фрейндлих и, не поверите, на колени перед ней встал.
Ну а я иду по жизни своим маршрутом: тружусь на благо, не совершаю ничего криминального, противонародного. Это крохи, но они делают жизнь гармоничной. Или вот приезжаю в Петербург на гастроли, и убеждаюсь: город-то расцветает! Мои родные «пьяные» места сияют огнями, набережные Невы – просто сказка!
…Дает ли себя знать возраст? Я так и остался Витькой. Но… тело уже тормозит: там стрельнет, там тюкнет. Когда я это почувствовал, испугался, но ненадолго. Сказал себе: «Ну, так сговаривайся с природой, так же, как ты сговаривался когда-то с судьбой». Со старением не надо бороться. Нужно красиво продолжать путь, не упрекая молодость, не злясь на природу, не сопротивляясь будущему. Хочу честно смотреть на вещи.