Он оставил свой след в разных областях науки и искусства. Ещё при жизни стал знаменитым на весь мир не только как художник, но и как философ и общественный деятель. И, конечно, подарил Петербургу богатое наследство.
Любовь к истокам
Художник родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года в семье нотариуса. С раннего детства увлекался живописью, любил читать и пробовал себя на литературном поприще.
Окончил Академию художеств. По настоянию отца параллельно изучал юриспруденцию в Петербургском университете. Тот был уверен, что сын пойдёт по его стопам. Однако Николаю была предначертана иная судьба. Он начал путешествовать по стране, писал картины и всё глубже погружался в изучение русской старины и восточной культуры.
Первый период его творчества тесно связан с имением Извара. Яркие впечатления детства и юности, который он пережил в «родном гнезде», послужили основой для мировоззрения и творчества художника. Сейчас в бывшем имении стоит музей-усадьба. Здесь хранятся несколько ранних работ Рериха, по которым можно проследить начало его творческого пути.
«Он был одним из первых, кто обратился к теме Древней Руси, – рассказал заведующий музеем-усадьбой Н. К. Рериха Кирилл Жаданов. – До него этой темой никто глубоко не занимался, либо картины имели исторические неточности. Рерих воспел мир варягов и языческой Руси, детально воссоздав даже костюмы предков. В музее сегодня можно увидеть отреставрированную картину «Вечер богатырства киевского», где хорошо прослеживается тема древнерусского эпоса».
«Дом изварский старый, стены, как крепостные, – небось и посейчас стоит. Всё в нём было милое… За окнами старые ели. Для гостей одна комната зелёная, другая – голубая», – вспоминал сам художник своё имение спустя много лет уже после отъезда из России.
Свой опыт по изучению древности он перенёс не только на живопись, но и на науку. С 1892 года начал проводить самостоятельные археологические раскопки, стал членом Русского археологического общества. С 1898 года вёл курс «Художественная техника в применении к археологии», а также работал редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
Восток стал ближе
С начала 1900-х годов Рериха наряду с Древней Русью начинает интересовать Восток. В его творчестве появляются первые отдельные индийские мотивы. Он публикует в печати очерки, посвящённые Японии и Индии, рассказывает об этом удивительном и незнакомом мире российским читателям.
В 1909 году в Санкт-Петербурге начинается строительство буддийского храма Дацан – уникальное для того времени здание. Первая буддийская община в стране ещё только-только сформировалась, и у россиян начал просыпаться интерес к восточной культуре, чему во многом поспособствовал и Рерих.
Художник активно сотрудничал с российскими буддистами, сам постигал основы этой религии. Занимался внутренним оформлением стен храма, а также создал уникальный витраж, где изобразил девять буддийских драгоценностей – символы единства души и тела. Эта его работа пережила и революцию, и Великую Отечественную войну. Несколько утерянных фрагментов современные художники восстановили по сохранившимся эскизам.
В наследство от Рериха петербуржцам остались многие архитектурные шедевры. Так, например, он украсил фасад доходного дома страхового общества «Россия». Художник создал эскиз майоликового фриза на тему русского Севера, а керамист Пётр Ваулин исполнил работу. Три небольшие треугольные вставки над окнами можно и сегодня увидеть на фасаде здания.
Поднял знамя культуры
Рерих многое сделал для того, чтобы молодые русские художники получили качественное образование, и чтобы их талант заметили. В 1906 году Николая Константиновича избрали директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Спустя ещё два года он стал академиком Российской академии художеств, а также возглавил объединение «Мир искусства».
В Рисовальной школе Рерих создавал новые классы – графики медальерного искусства, иконописную мастерскую. Сам выступал в роли лектора. Его усилиями образовательное учреждение удалось вывести на качественно новый уровень. Оно стало доступно представителям всех сословий – и рабочей молодёжи, и ремесленникам, и матросам. Созданные в мастерской иконы до сих пор можно увидеть в храмах Петербурга и России.
Работы учащихся выставлялись на ежегодных отчётных выставках.
«В пригожий майский день большой угрюмый зал на Морской являет взору широкий, весёлый праздник. Чего, чего тут только нет!» — описывал одну из таких выставок искусствовед Сергей Эрнст.
Много лет спустя этот опыт педагогической и культурно-общественной деятельности пригодился Рериху в Америке, где он создал Институт объединённых искусств и Международный культурный центр «Венец Мира». Там именитый художник приобщал к культуре и искусству людей уже со всего мира.
За границей Рерих составил первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Идея его создания появилась у художника ещё в конце XIX века, когда он проводил раскопки под Петербургом и в других городах и наблюдал, как много разрушено храмов и памятников. Русско-японская война 1904–1905 гг. только укрепила его в мысли, что необходимо защитить памятники культуры от войн и бедствий.
Спустя много лет советский и российский филолог, культуролог Дмитрий Лихачёв назвал Пакт Рериха пророческим и поддержал его, что вылилось в создание Декларации прав культуры.
«Николай Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования», – говорил Лихачёв.
Покинув Россию после революции 1917 года, Рерих жил и работал во многих странах мира, побывал в экспедициях по странам Азии, а последние годы прожил вместе с семьёй в Индии. Плоды его творческой, духовной и научной деятельности можно найти практически в каждом уголке мира.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.