Примерное время чтения: 7 минут
126

Знаменосец мировой культуры. Как Николай Рерих преобразил Россию и мир

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 04/09/2024 Сюжет Знай наших!
Рерих воспел мир варягов и языческой Руси, детально воссоздав даже костюмы предков.
Рерих воспел мир варягов и языческой Руси, детально воссоздав даже костюмы предков. public domain

Он оставил свой след в разных областях науки и искусства. Ещё при жизни стал знаменитым на весь мир не только как художник, но и как философ и общественный деятель. И, конечно, подарил Петербургу богатое наследство.

Любовь к истокам

Художник родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года в семье нотариуса. С раннего детства увлекался живописью, любил читать и пробовал себя на литературном поприще.

Окончил Академию художеств. По настоянию отца параллельно изучал юриспруденцию в Петербургском университете. Тот был уверен, что сын пойдёт по его стопам. Однако Николаю была предначертана иная судьба. Он начал путешествовать по стране, писал картины и всё глубже погружался в изучение русской старины и восточной культуры.

Первый период его творчества тесно связан с имением Извара. Яркие впечатления детства и юности, который он пережил в «родном гнезде», послужили основой для мировоззрения и творчества художника. Сейчас в бывшем имении стоит музей-усадьба. Здесь хранятся несколько ранних работ Рериха, по которым можно проследить начало его творческого пути.

«Он был одним из первых, кто обратился к теме Древней Руси, – рассказал заведующий музеем-усадьбой Н. К. Рериха Кирилл Жаданов. – До него этой темой никто глубоко не занимался, либо картины имели исторические неточности. Рерих воспел мир варягов и языческой Руси, детально воссоздав даже костюмы предков. В музее сегодня можно увидеть отреставрированную картину «Вечер богатырства киевского», где хорошо прослеживается тема древнерусского эпоса».

«Дом изварский старый, стены, как крепостные, – небось и посейчас стоит. Всё в нём было милое… За окнами старые ели. Для гостей одна комната зелёная, другая – голубая», – вспоминал сам художник своё имение спустя много лет уже после отъезда из России.

Свой опыт по изучению древности он перенёс не только на живопись, но и на науку. С 1892 года начал проводить самостоятельные археологические раскопки, стал членом Русского археологического общества. С 1898 года вёл курс «Художественная техника в применении к археологии», а также работал редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».

«Святогор» (1938) – огромный богатырь, который описывался словами «выше леса стоячего, ниже облака ходячего».
«Святогор» (1938) – огромный богатырь, который описывался словами «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Фото: public domain

Восток стал ближе

С начала 1900-х годов Рериха наряду с Древней Русью начинает интересовать Восток. В его творчестве появляются первые отдельные индийские мотивы. Он публикует в печати очерки, посвящённые Японии и Индии, рассказывает об этом удивительном и незнакомом мире российским читателям.

В 1909 году в Санкт-Петербурге начинается строительство буддийского храма Дацан – уникальное для того времени здание. Первая буддийская община в стране ещё только-только сформировалась, и у россиян начал просыпаться интерес к восточной культуре, чему во многом поспособствовал и Рерих.

Художник активно сотрудничал с российскими буддистами, сам постигал основы этой религии. Занимался внутренним оформлением стен храма, а также создал уникальный витраж, где изобразил девять буддийских драгоценностей – символы единства души и тела. Эта его работа пережила и революцию, и Великую Отечественную войну. Несколько утерянных фрагментов современные художники восстановили по сохранившимся эскизам.

В наследство от Рериха петербуржцам остались многие архитектурные шедевры. Так, например, он украсил фасад доходного дома страхового общества «Россия». Художник создал эскиз майоликового фриза на тему русского Севера, а керамист Пётр Ваулин исполнил работу. Три небольшие треугольные вставки над окнами можно и сегодня увидеть на фасаде здания.

Картина «Труды Богоматери» датирована 1931 годом. Художник «задумал осуществить синтез всех иконографических представлений о Богоматери и создать собирательный образ женщины-матери, спасительницы всего человечества».
Картина «Труды Богоматери» датирована 1931 годом. Художник «задумал осуществить синтез всех иконографических представлений о Богоматери и создать собирательный образ женщины-матери, спасительницы всего человечества». Фото: public domain

Поднял знамя культуры

Рерих многое сделал для того, чтобы молодые русские художники получили качественное образование, и чтобы их талант заметили. В 1906 году Николая Константиновича избрали директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Спустя ещё два года он стал академиком Российской академии художеств, а также возглавил объединение «Мир искусства».

В Рисовальной школе Рерих создавал новые классы – графики медальерного искусства, иконописную мастерскую. Сам выступал в роли лектора. Его усилиями образовательное учреждение удалось вывести на качественно новый уровень. Оно стало доступно представителям всех сословий – и рабочей молодёжи, и ремесленникам, и матросам. Созданные в мастерской иконы до сих пор можно увидеть в храмах Петербурга и России.

Работы учащихся выставлялись на ежегодных отчётных выставках.

«В пригожий майский день большой угрюмый зал на Морской являет взору широкий, весёлый праздник. Чего, чего тут только нет!» — описывал одну из таких выставок искусствовед Сергей Эрнст.

Много лет спустя этот опыт педагогической и культурно-общественной деятельности пригодился Рериху в Америке, где он создал Институт объединённых искусств и Международный культурный центр «Венец Мира». Там именитый художник приобщал к культуре и искусству людей уже со всего мира.

За границей Рерих составил первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Идея его создания появилась у художника ещё в конце XIX века, когда он проводил раскопки под Петербургом и в других городах и наблюдал, как много разрушено храмов и памятников. Русско-японская война 1904–1905 гг. только укрепила его в мысли, что необходимо защитить памятники культуры от войн и бедствий.

Спустя много лет советский и российский филолог, культуролог Дмитрий Лихачёв назвал Пакт Рериха пророческим и поддержал его, что вылилось в создание Декларации прав культуры.

«Николай Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования», – говорил Лихачёв.

Покинув Россию после революции 1917 года, Рерих жил и работал во многих странах мира, побывал в экспедициях по странам Азии, а последние годы прожил вместе с семьёй в Индии. Плоды его творческой, духовной и научной деятельности можно найти практически в каждом уголке мира.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах