Санкт-Петербург богат на скульптуры. Шедевры из камня и бронзы можно встретить не только в музеях города, но и на его улицах. Основная часть этих памятников создана русскими мастерами, однако в Северной столице найдутся и «иностранные» скульптуры, которые были привезены из разных уголков планеты.
Японский фонарь
Петербург получил немало подарков на свое 300-летие, и одним из презентов стал фонарь из японского города Осака.
Это копия фонаря, который стоит близ Осакского замка с 1908 года. Подарок выполнен в традиционном для японцев стиле «юкими» и из того же камня, что оригинальный монумент.
К слову, это не единственный японский фонарь в Петербурге – первый, бронзовый, попал в город из храма Киото при царе Николае II и сейчас хранится в коллекции Эрмитажа.
Китайский Сад дружбы
Еще один подарок к 300-летию Северной столицы был сделан Пекином.
Сад площадью почти 2 тысячи квадратных метров является уменьшенной копией шанхайского «Сада Радости». На территории есть стена с изображением девяти драконов, пагода для чайных церемоний и медитаций, каменный мостик над искусственным водоемом и фонтан. В саду есть и разнообразные камни, создающие иллюзию миниатюрных горных хребтов. Камни достали из озера Тайху. Гордость и точка притяжения туристов – настоящая японская сакура, которая зацветает каждую весну.
Все материалы для сада были доставлены в Петербург из Китая, а сооружать конструкцию русским рабочим помогали мастера из Поднебесной.
Ши-Цза
Набережные Санкт-Петербурга украшают не только сфинксы, но и львы-стражи.
В 1907 году из китайской Маньчжурии в город привезли гранитные скульптуры мифических животных, которые обычно устанавливались перед вратами в усыпальницы и храмы-молельни. Изначально петербургские Ши-Цза предназначались для местного генерала, но после его внезапной смерти губернатор города Гирин подарил их помощнику приамурского генерал-губернатора. Тот оставлять их у себя не стал и передал в дар Санкт-Петербургу. Чиновник сам оплатил транспортные расходы: скульптуры сначала по железной дороге, а затем на пароходе доставили в столицу. Стоило это немало, почти 1000 рублей. На эти деньги можно было купить 10 лошадей или почти два десятка дойных коров.
Китайские Ши-Цза сразу решили установить на Петровской набережной, ведь ее только-только облицовали гранитом. Скульптор Бенуа лично курировал не только установку китайских монументов, но даже изготовление постаментов для них.
Порфировая ваза
Она же Эльфдаленская ваза была подарком императору Николаю I от шведского короля Карла XIV. Презент стал символом окончания многочисленных войн между двумя странами, а доставили скульптуру по морю.
Ваза была создана из розового гранита на Эльфдальской королевской мануфактуре за 20 тысяч риксдалеров – по нынешнему курсу это порядка 12 млн рублей. Изначально скульптур было две, однако вторая при обработке дала трещину и не была завершена. Любопытно, что когда вазу доставили в Петербург и должны были монтировать, Николай I от помощи двух иностранных мастеров отказался, но подарил каждому кольцо с драгоценным камнем. На место скульптуру устанавливали русские мастера.
Ваза, подаренная шведами, немаленькая – ее высота 3,94 метра, а самая широкая часть достигает диаметра 1,34 метра. Скульптура полая внутри, поэтому, чтобы в нее не попадала дождевая вода и снег, сверху стоит деревянная заглушка.
Египетские сфинксы
В Санкт-Петербурге немало скульптур сфинксов, однако самые знаменитые мифические существа находятся на Васильевском острове.
Их размеры впечатляют – тысячелетние изваяния из розового асуанского гранита весят по 23 тонны и имеют 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.
Два памятника, изображающие зооморфное существо с телом льва и головой человека, были привезены в царскую Россию в 1832 году писателем, историком и путешественником Андреем Муравьевым. Во время своего паломнического визита в Египет он заметил на рынке древние статуи сфинксов и был настолько впечатлен ими, что написал императору Николаю I письмо с просьбой о покупке. Государь ответил утвердительно, но к этому времени сфинксы уже были проданы французам. Сделку сорвала начавшаяся революция, поэтому древние мифические существа все же отправились в Северную столицу. Кстати, дорога была непростой – корабль, перевозивший египетские статуи, попал в сильный шторм и чудом не разбился.
Покупка сфинксов была не только модой (в 30-е годы XIX века был бум египтомании), но и культурным вложением. Египетским скульптурам минимум 3500 лет, сфинксы были созданы для фараона Аменхотепа III.
«Мир и Победа»
Аллеи Летнего сада когда-то украшали скульптуры из Италии. Сейчас оригиналы этих монументов хранятся в Русском музее, а под открытым небом стоят лишь копии.
Однако в главном саду Петербурга можно найти оригинальную мраморную скульптуру, созданную в Венеции. Это монументальная группа «Мир и Победа», посвященная Ништадтскому миру. Это событие было особо значимо не только для России, но и лично для Петра I – после победы в Северной войне он получил титул императора Великого, а также звание Отца Отечества.
В центре композиции – женщина с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом. У ее ног щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности. Рядом, с широко раскрытыми крыльями, богиня победы Ника, которая венчает Россию лавровым венком. В ее руке пальмовая ветвь – символ мира, а нога касается поверженного льва, олицетворяющего Швецию.
Император сам заказал эти скульптуры итальянским мастерам в 1721 году. Однако результат работы так и не увидел – монумент прибыл в Петербург только в 1727 году, уже после смерти Петра Великого.