Примерное время чтения: 8 минут
472

«Русская тема будоражит Европу». Что интересно сегодня современному театру

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аргументы и факты - Петербург 11/01/2023
В конце оперы звучит сакраментальная фраза «Вы хотели Грозного? Вы его получили».
В конце оперы звучит сакраментальная фраза «Вы хотели Грозного? Вы его получили». Театр «Санктъ-Петербургъ Опера».

«Сегодня театр помогает России не только выстоять, но и сохранить свою самобытность», – считает народный артист РФ, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров. В нашей стране и за рубежом он поставил свыше 200 опер, которые идут на самых престижных сценах мира, а декабрь встретил двумя премьерами – мюзиклом «Петр I» и оперой «Иван Грозный». Почему именно эти исторические персонажи востребованы в наши дни?

Иван Грозный – романтик?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Юрий Исаакович, ваш театр постоянно откликается на злободневные, острые проблемы. Почему, разве не проще говорить о «вечном»?

Юрий Александров: Потому что он для того и создан, чтобы реагировать на современные, больные темы. Да, можно превратиться в «золотую клетку», где чирикают птички, и никаких вопросов. Чтобы этого не произошло, я и создал свой, авторский театр. В прошлом году «Санктъ-Петербургъ Опера» исполнилось 35 лет, и все эти годы на его сцене идут спектакли, где мы показываем наше отношение к происходящему. В том числе через исторические сюжеты.

– В декабре петербуржцы увидели сразу две ваших постановки о русских царях – мюзикл «Петр I» и мировую премьеру  «Иван Грозный». Как «встретились» эти самодержцы в таких разных работах?

– «Иван Грозный» был моим давним замыслом. Очень люблю Жоржа Бизе и считаю, что это замечательный композитор. Однако жизнь с ним обошлась несправедливо и складывалась из неудач. Перед премьерой «Кармен» он не заплатил клакерам (люди, искусственно создающие успех или провал артиста. – Прим. ред.) и прославленную впоследствии оперу освистали. Другой театр отказался ставить «Ивана Грозного», и Бизе в ярости на мелкие кусочки разорвал партитуру. Хорошо, что жена нашла ее в мусоре и тщательно склеила.

Конечно, взгляд Бизе на Россию несколько наивен, но там звучит прекрасная, утонченная и одновременно сложная музыка. Мы видим Ивана молодым, влюбленным юношей. Правда, несмотря на романтику, уже ясно, что это вождь нации, а в конце он произносит сакраментальную фразу: «Вы хотели Грозного? Вы его получили».

– В мюзикле о Петре вы тоже уходите от общепринятого взгляда на героев эпохи. Как выстроилась эта линия?

– С огромным уважением отношусь к деятельности Петра и всех, кто создавал Петербург. В нашем спектакле это земной человек с его мечтами и сомнениями, любовью и устремленностью в будущее. Кто-то считает его великим реформатором, кто-то диктатором, идущим по костям. Мы прослеживаем жизненный путь императора от 10-летнего возраста, когда он стал царем, до основания одного из самых прекрасных городов мира. У нас Петр – лидер, который сомневается в своих поступках, а такой герой нечастый гость на российской сцене. Русская тема будоражит и сознание Европы, до сих пор мы у них, как заноза в одном месте. Надеюсь, посмотрев на нашего Петра, они получат ответы на многие вопросы.

Отмалчиваться нельзя

– Если спектакли о Петре, Грозном восторженно воспринимаются зрителями, то ваши оперы «Крым», «Октябрь» получили неоднозначные оценки. Как вы относитесь к критике?

– У тех, кто работает, выражает свою точку зрения, всегда есть противники и союзники. Легче всего отсидеться и ничего не делать, но я уверен, что отмалчиваться нельзя. Считаю, что театр – прежде всего школа, не только профессиональная, но и гражданская. Трибуна, с которой мы должны общаться с людьми и говорить о серьезных вещах. Причем это может быть как на примере классики, так и актуальных событий. За десятки веков ничего не изменилось. Предательство осталось подлостью, подвиг – геройством, меняются только одежды.

– Когда начались события на Донбассе, вы поставили оперу «Молодая гвардия». Тогда многие писали, что это конъюнктура. Кто прав?

– Никакой конъюнктуры, как и халтуры, я не терплю. Во-первых, меня привлекла замечательная музыка Юлия Мейтуса. Во-вторых, это было важно, как этап взросления труппы. Потому что у меня очень молодые ребята, и многое из того, что происходило в прошлом, они не понимают или не знают, а если знают, то в искаженном виде. А я хочу воспитать не только хороших артистов, но и граждан. Поэтому нам сегодня необходимо  откровенно разговаривать с молодежью. Я им так и сказал: «Будете играть самих себя. Своих ровесников, которые пожертвовали самым главным и дорогим, что у них было, – своей жизнью». Сейчас вижу, что после этой работы они выросли как личности, пересмотрели некоторые позиции.

– Вы много работали на Украине, в Прибалтике. Были ли уже тогда «звоночки», предвещавшие оголтелую русофобию?

– Как человеку, режиссеру мне очень обидно за то, что происходит. В Одессе я ставил «Дон Жуан» Моцарта. Там были красивый театр, роскошная труппа, потрясающие зрители. И как эти люди смогли демонтировать памятник Екатерине Великой и основателям города, к которым тогда относились с огромным уважением, – не понимаю. Шок. В Польше я ставил «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», а два года назад мы были на гастролях в Варшаве, и после спектакля зрители не уходили. Все стояли, разговаривали… Сегодня мне польские друзья пишут: «Не обращайте внимания на крики из телевизора. Мы по-прежнему вас любим и ждем». Хочется в это верить. Ведь есть и те, кто накачивает жителей против России.

– Ваш коллектив регулярно выступал и в Таллине в Национальном оперном театре. Как там принимали гостей из Северной столицы?

– Аншлаги – постоянно. А в 2021-м мы стали главными участниками фестиваля оперы на острове Сааремаа. Успех был колоссальный, публика аплодировала стоя. И вот сейчас люди превращаются в функцию, европейские чиновники уже не знают, как выслужиться перед хозяином. Нам, конечно, надо было раньше понять, что в политике друзей не существует, только договоренности. Ушла иллюзия, что на Западе нас любят, все нам рады. Оказалось, совсем не так, и правильные выводы уже сделаны.

Почему плюют в Родину?

– Недавно вы поставили оперу «Черевички». Действие там происходит на Украине и в Петербурге. Что было важно доказать этим спектаклем?

– Что Украина и Россия по-прежнему один народ. И что у нас всегда было больше близости, чем разногласий. Великие петербуржцы – Гоголь и Чайковский – вложили в это произведение огромную любовь. И мне очень хотелось, чтобы все вспомнили время, когда оставались общей семьей. Может, мы даже немного придумали эту единую семью, но она существовала. Ключевые сцены спектакля происходят на балу Екатерины, в Зимнем дворце, и мы регулярно играем оперу «Черевички» в Эрмитаже, что очень символично.

– Ряд артистов, специалистов, в том числе талантливых, сейчас уехали из России. Некоторые выступают с резкими заявлениями. Что думаете вы?

– Нельзя никого осуждать, человек должен сам решить, как ему жить. Другое дело, что ты не имеешь права плохо говорить о Родине. Она дала тебе образование, профессию, ты здесь заработал деньги, на которые устроился за границей. Так почему плюешь в сторону Отечества? С этими беглецами мне не о чем разговаривать. А вот заблудших, испугавшихся понимаю и даже жалею.

За свою 50-летнюю карьеру мне много раз предлагали остаться в Европе. Были годы, когда я ставил сразу 11 спектаклей – в том числе в Ла Скала, Метрополитен-опера, Арена-ди-Верона, но даже не рассматривал такие варианты. Меня в буквальном смысле подпитывают родной город, друзья, лица вокруг – как я могу оказаться в изоляции? Из-за чего? Денег? Куска сыра, который якобы там лучше? Считаю, надо держаться и каждому на своем месте помогать стране, а не становиться в позу или отмалчиваться.

– Мы уже упоминали, что недавно музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера» исполнилось 35 лет. По человеческим меркам – пора расцвета. А по сценическим?

– Для театра это самый рискованный возраст. Только сейчас я органично стал получать результат, о котором думал, когда все начиналось. Ведь в театре главное – ансамбль. Когда выходят артисты и синхронно работают, слышат и помогают друг другу. Это высший пилотаж, которого сложно добиться. Не случайно из нашего театра многие стартуют ввысь, в том числе становятся солистами Большого. Часто спрашивают, не жалко отпускать ярких певцов? Считаю, что взлет мастеров и приход молодых – правильный процесс. Вольются новая кровь, энтузиазм, будем вводить новых исполнителей, обновлять спектакли. Россия богата талантами, и история нашего театра подтвердила это в очередной раз.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах